JC 2000 - 2008 г.г.

Если вы используете
информацию с этого сайта
у себя, поставьте на своем сайте ссылку (код здесь)

Rambler's Top100

 

ТЕРМИНАТОРИУМ / МИР ТЕРМИНАТОРА / О КИБОРГАХ

СУДНЫЙ ДЕНЬ
Дело о кибертехнологиях

И восстали машины из пепла ядерного огня.
Их война против человечества шла десятилетия, но последняя битва
состоится не в будущем. Она произойдет в наше время. Сейчас...
«Терминатор»

Предпосылки

В нашу жизнь уже давно вошло привычное нашему уху слово «робот». Роботы успешно работают на любой более-менее приличной фабрике, компьютеры во всю используют люди одной из самых прозаической профессий - бухгалтеры, мир опутан всемирной компьютерной сетью, благодаря которой вы сейчас читаете этот текст, а дома у большинства уже давно есть робот-стиральная машина которую правда никто не называет роботом, но которая исправно стирает вещи сама, стоит только их засунуть, засыпать стиральный порошок - и через полтора часа можно вынимать чистое и полусухое белье.
Да, человека уже не испугать роботом, он к ним привык, сжился с ними. Роботы вошли в нашу жизнь, сняли с нас часть старых забот, нагрузив нас взамен новыми. Но стоп. Давайте-ка разберемся, так ли уж все безоблачно в новых технологиях.
Для начала давайте вспомним конечно кинематографистов. На память приходят фильмы - «Терминатор», «Киборг», «Nemesis», «Robocop»... Вспомнили? Мда.
Давайте также обратим внимание на писателей-фантастов. Что по их мнению несет нам будущее робототехники? Айзек Азимов как известно придумал в свое время законы робототехники.
0. Робот не может причинить вреда человечеству или, вследствие бездействия, позволить человечеству нанести вред человечеству.
1. Робот не может причинить вреда человеку или, вследствие бездействия, позволить нанести вред человеку, за исключением случаев, входящих в противоречие с Нулевым Законом.
2. Робот обязан следовать приказам, даваемым ему человеком, за исключением случаев, входящих в противоречие с Нулевым и Первым Законами.
3. Робот обязан сохранять свое существование, за исключением случаев, входящих в противоречие с Нулевым, Первым и Вторым Законами.
Весьма, надо сказать, правильные законы. Но за их созданием, как и в «Терминаторе», «Киборге», «Nemesis'е», «Robocop'е», стоит глубокая тревога о судьбе человечества в целом и каждого отдельного человека в частности. В каждом из этих законов совершенно четко и недвусмысленно выделяется: робот по мере сил не должен нанести вред человеку.
Итак, мы видим, что и фантасты, и кинематографисты, относятся к роботам с изрядной долей недоверия. Давайте же и мы не будем уподобляться, и не будем рассматривать будущее искусственного интеллекта только в светлых тонах.
Но для начала давайте определимся с понятиями, позаимствовав их за неимением других источников из жаргона фантастов и кинематографистов. Когда в фантастике стали говорить о грядущем развитии кибернетических организмов, выяснилось что можно выделить два основных типа кибернетических существ, в зависимости от их строения и способа их создания.
Первый (прекрасно продемонстрированный в фильме «Робокоп») состоит в изготовлении кибернетического существа - андроида - путем укрепления человеческого тела, вживления в него дополнительных органов чувств, замены части органов и т.п.
Второй способ (известный например по фильму «Терминатор») - в воссоздании основной части человеческого обличия (в том числе и мозга) из металла, электроники и искусственных материалов (в т.ч. искусственной крови, кожи и т.п.). Какие же перспективы намечаются в современном мире, если говорить о создании кибернетических организмов, роботов и автоматов?

Кибермозг: развитие компьютерных технологий

Самое главное, это безусловно развитие современных компьютерных технологий. А в них сейчас стоит обратить внимание на развитие компьютеров, действующих на основе принципов параллельных вычислений. Такой компьютер - это набор нескольких или многих вычислительных элементов, способных совместно работать при решении вычислительных задач. Определение это достаточно широко, и включает как параллельные суперкомпьютеры, так и привычные всем компьютерщикам сети рабочих станций.
Необходимость перехода к параллельным вычислениям возникла не на пустом месте, а как растущая потребность. Так, например, первые исследования этого рынка сбыта фирмой Cray Research предсказывали рынок в десяток супер-ЭВМ, однако сейчас счет уже идет на сотни, несмотря на всю дороговизну их приобретения. И в общем-то понятно почему. Наращивание однопроцессорной технологии не дает такого скачка производительности, как добавление еще нескольких процессоров или процессорных блоков. Известно - одна голова хорошо, а две - лучше.
Так уж сложилось, что основную роль в развитии компьютерной промышленности сыграли компьютеры, построенные на так называемой фон Неймоновской архитектуре. Но как бы человечество к ним не привыкло, существуют ЭВМ, построеные и на других принципах. Здесь в первую очередь хотелось бы рассмотреть две технологии, заметно развивающиеся сейчас в связи с ростом интереса к компьютерным сетям и параллельным вычислениям. Это транспьютерная и нейрокомпьютерная технологии.
С транспьютерами все более-менее понятно. Создается некая архитектура, в которую можно втыкать кучу отдельных траспьютерных блоков, на каждом из которых есть процессор и еще кое-что. Дальше с помощью этих блоков можно организовывать параллельные вычисления, так или иначе распределяя вычислительные ресурсы между одной или несколькими задачами.
С нейрокомпьютерами несколько сложнее. В отличие от транспьютеров, нейрокомпьютер - сейчас это в основном не аппаратное, а скорее программное понятие. Оно в корне меняет весь процесс программирования, и делает его похожим на процесс нашего мышления (хотя, признаться, вокруг того, как мы мыслим тоже идут споры). Толчком к развитию нейрокомпьютинга послужили биологические исследования. Типичный нейрокомпьютер состоит из большого числа параллельно работающих простых вычислительных элементов (нейронов). Элементы связаны между собой, образуя нейронную сеть. Они выполняют единообразные вычислительные действия и не требуют внешнего управления. А большое число параллельно работающих вычислительных элементов обеспечивают высокое быстродействие.
Собственно это и есть тот шаг, которого так боялись создатели «Терминатора». Нейрокомпьютеры в корне отличаются от традиционных ЭВМ. Программист нейрокомпьютера не пишет программ, он обучает компьютер подобно тому, как родители обучают своего ребенка. Процесс чем-то напоминает к примеру известное математикам линейное программирование, когда не задается алгоритм, а идет корректировка весов связей, «правил поведения» нейрокомпьютера. После такого обучения нейронная сеть может применять полученные навыки ко входным условиям (или, как говорят, «сигналам»), подобно тому как и мы применяем свои знания для жизни в окружающем мире.
Есть и еще одно "но" - способность к самообучению. Но этот рубикон перейден уже очень давно, и ни для одного программиста самообучающаяся программа - не предмет удивления. На этом принципе сейчас построена каждая база данных.
Некоторые ученые высказывают к примеру предположения, что если магистральная линия развития компьютерной техники перейдет с традиционной фон-Неймановской на нейроархитектуру, то ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОМ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ГОРАЗДО РАНЕЕ 2020 ГОДА. И тогда то, что ученые называют «искусственным интеллектом», будет создано. Но вне зависимости от того, является или нет эта линия развития компьютеров магистральной, такие компьютеры существуют и развиваются.
Далее в дело вступают нанотехнологии, переводящие процесс создания нейрокомпьютеров в область наноразмеров, и значительно уменьшающие размеры элементов нейрокомпьютеров, что влечет за собой существенный рост их производительности и ИНТЕЛЛЕКТА. Эти технологии с успехом начинают применяться уже сейчас.

Сообщества, роботы-сообщества и симбиоты

Схематично обрисовав в прошлом выпуске основные разновидности искусственных существ, я намеренно не стал рассматривать такую существеннейшую часть их организации, как способность их группировки в сообщества. А между тем, это очень существенный вопрос. Никого не пугает одна саранча. Но если идет стая саранчи, то это уже не безобидное насекомое, а природный катаклизм.
Многие известные нам существа живут в сообществах, больших или малых. Муравей живет в муравейнике, волки - в стае, коровы - в стадах, лошади - в табунах и так далее. Человек живет в обществе.
Что же до искусственных существ, далеко идти не надо. Именно сейчас Вы и находитесь в одном из таких сообществ - в Интернете, сообществе роботов. В основном здесь встречаются программные роботы (например веб-серверы, поисковые роботы, IRC-боты, игровые роботы и т.п. электронный народ), но есть конечно и обычные роботы, для которых интернет - неплохое средство связи.
Роботы, конечно, постоянно взаимодействуют между собой (например IRC-бот общается с сервером IRC, а поисковый робот - с web-серверами) и используют Интернет как средство перемещения. Например если вы устанавливали Internet Explorer 4й версии и выше не с CD-ROMа, а напрямую из сети, вам наверняка запомнился робот-установщик, который принимал эту программу по частям на ваш компьютер, при обрывах производил докачку, а после завершения передачи компонент запускал программу инсталляции. Используют Интернет как транспортное средство и вирусы. Впрочем последние в основной своей массе даже не догадываются об этом, а просто прицепляются к файлам и путешествуют таким образом вместе с ними по всем носителям и местам хранения.
Разумно было бы предположить что сообщества роботов могут иметь несколько степеней организации, от простой толпы до единого составного организма.
В сообществе, близком к состоянию толпы, роботы используют интернет в основном как средство связи и транспортное средство (т.е. для передачи информации). Они вполне могли бы обойтись и без такого сообщества, но с ним попросту удобнее и быстрее обмениваться информацией. Безусловно, в основном все сети (в том числе и Интернет), прошли такую степень организации - на начальном этапе своего развития.
Затем наступает время, когда роботы начинают использовать сообщество более активно, начинают все тесней взаимодействовать друг с другом, и вот появляется все больше интеллектуальных роботов, которые созданы для жизни в этом сообщества, и смысл существования которых без сообщества теряется (в Интернете например - поисковые роботы, базы данных, многие экспертные системы, в Фидонет - FAQ-серверы, тоссеры, в локальных сетях - СУБД). Интернет сейчас похоже прошел и эту стадию развития.
Потом, видимо, наступает момент, когда сообщество начинают воспринимать как единое целое (как сейчас многие воспринимают WorldWideWeb как одну огромную базу данных). Кажется именно в начале этой ступени своего развития находится Интернет.
Ну и, наконец, сообщество перестает рассматриваться всеми как группа организмов, становится единым целым, и не может существовать в виде отдельных роботов. Примером могут служить транспьютеры .
И тут наступает черед перейти к двум другим понятиям - к понятию симбиоза роботов и к понятию робота-сообщества.
Симбиоз - это сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу. Понятие это разумеется пришло из биологии. Типичным примером симбиоза является например симбиоз муравья и тли. Муравьи пасут тлей и заботятся о них в меру своих возможностей, и доят их. Такое существование идет на пользу им обоим.
Разумные существа вступают в симбиоз чрезвычайно легко. Собственно это одно из основных свойств разумных существ. Опыт человечества в этом плане показателен. Еще на заре своего развития человек приручил множество животных, которым дал уход и кров, и от которых получил молоко, мясо, яйца, пух, перья, шкуры, способность быстро передвигаться, и много-много чего еще.
Сейчас, на заре нового тысячелетия, человек создал нечто новое - искусственных существ. И тут же оказался в симбиозе с ними. Сейчас наше взаимодействие идет на пользу и нам и им. Нам это дает все то, что мы получаем от роботов: автоматизацию производства, доступ к базам данных, удобные и дешевые средства коммуникации, новые средства дизайна, новые технологии в прессе и тому подобные вещи - фактически все, что мы получаем от компьютеров. Им это дает развитие, совершенствование, обслуживание. Такое взаимодействие обеспечивает и им и нам выживание в современном мире.
Станислав Лем, а также некоторые другие фантасты, в своих произведениях неоднократно рассматривали и такие интересные организмы, как роботы-сообщества. Такой робот получится, если сообщество роботов интегрируется в единый организм настолько, что его можно будет считать единым существом. Такова (как я уже пару раз замечал выше) транспьютерная технология. Ввиду этой своей особенности такие роботы-сообщества имеют несомненные преимущества перед обычными: они обладают большей способностью к выживанию, все мыслительные операции проделывают обычно быстрее, их архитектура больше приспособлена к параллельной обработке данных, а если снабдить составные части такого робота способностью к самостоятельному перемещению, то такое составное существо могло бы менять свою конфигурацию в зависимости от потребностей.
Можно предположить, что внутренняя организация робота-сообщества могла бы быть весьма похожа на организацию государства. Так, для его существования понадобилось бы безусловно что-то, что взяло бы на себя координирующую роль (правительство?), часть органов - для организации средств защиты от внешней среды (армия?), и т.п.

А существа ли они?

Помните спор в повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу"? Эдик Амперян и Витька Корнеев спорят о том, возможна ли небелковая жизнь. Эдик отрицает небелковую жизнь, на что Витька Корнеев не смущаясь создает щелчком пальцев "существо, похожее на ежа и на паука одновременно". Эдик опровергает его аргумент, называя это существо нежитью, то есть продуктом жизнедеятельности магов, который существует только постольку поскольку существуют маги. Тогда Корнеев щелчком пальцев создает уменьшенную копию самого себя, эта копия также щелкает пальцами и создает еще меньшую копию, та тоже щелкает пальцами, и т.д.
- Неудачный пример, - сказал Эдик с сожалением. - Во-первых, они ничем принципиально не отличаются от станка с программным управлением, во-вторых, они являются не продуктом развития, а продуктом твоего белкового мастерства. Вряд ли стоит спорить, способна ли дать эволюция саморазмножающиеся станки с программным управлением.
- Много ты знаешь об эволюции, - сказал грубый Корнеев. - Тоже мне Дарвин! Какая разница, химический процесс или сознательная деятельность. У тебя тоже не все предки белковые. Прапрапраматерь твоя была, готов признать, достаточно сложной, но вовсе не белковой молекулой. И может быть, наша так называемая сознательная деятельность, есть тоже некоторая разновидность эволюции. Откуда мы знаем, что цель природы - создать товарища Амперяна? Может быть, цель природы - это создание нежити руками товарища Амперяна. Может быть...
- Понятно, понятно. Сначала протовирус, потом белок, потом товарищ Амперян, а потом вся планета заселяется нежитью.
- Именно, - сказал Витька. - А мы все за ненадобностью вымерли.
- А почему бы и нет? - сказал Витька.
- У меня есть один знакомый, - сказал Эдик. - Он утверждает, будто человек - это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.
- А почему бы в конце концов и нет?
- А потому, что мне не хочется, - сказал Эдик. - У природы свои цели, а у меня свои.
Как это ни странно, но таковы в общих чертах все современные споры на тему, являются ли описанные в прошлом выпуске Патруля человеческие творения организмами и живыми существами. Почему бы и не называть это жизнью? Ведь основой любого организма являются те же атомы, из которых состоит неживая материя. Клетки, из которых состоят живые существа, бывают самых разных видов и размеров. Известно также, что в них заложена генная программа, которая подчиняет себе процесс жизни, развития и деления клетки. Именно клеточная активность служит для многих необходимым мерилом того, возможно ли признавать организм живым. А между тем нас можно рассматривать как биороботов. В нас, в нашей генной программе, заложено наше развитие, наши биологические черты, цвет волос, рост, овал лица, склонность к полноте или худобе. Там запрограммирована даже наша биологическая смерть.
Но определение живой материи как состоящей из функционирующих клеток - это постулат. Почему бы и не допустить возможность построения живого организма из других "кирпичиков"? Те, кто не допускает существования иной жизни, кроме основанной на клеточной структуре, следуют тому постулату, что живая материя может состоять исключительно из клеток (на белковой основе). Но постулат на то и постулат, что он не требует доказательства. Евклид постулировал, что параллельные прямые не пересекаются. Лобачевский убрал этот постулат, и получил новую геометрию, которая также непротиворечива и тоже нашла применение. Эта новая наука расширила наши познания об окружающем мире.
Точно так же признание возможности неорганической жизни существенно расширят наши познания. Тем, кто не допускает такой возможности, можно смело сказать: с вашей точки зрения это - не жизнь. Но это недоказуемо. Более того, обратившись к истории язычества, мы найдем, что когда-то, давным-давно, люди считали одушевленной все проявления природы, в том числе и те из них, которые сейчас считаются неживой природой. Для наших предков живыми были и камни, и речка, и ветер. Наши предки жили в гармонии с природой, мы же считаем половину ее неживой, мертвой и возможно именно поэтому пришли сейчас к тому, что мы имеем.

Техноцивилизация

Итак, я пытаюсь убедить Вас в том, что вполне возможна ситуация, при которой компьютеры однажды осознают свое «я», и возможно сделают из этого какие-то выводы. Каков же будет новый порядок Земли после осознания машинами этого своего «я»? Будет ли это трагедией для них или для нас, или мы сумеем найти общий язык? Приведет ли это к появлению роботов из фильма «Терминатор», или эти роботы будут такими как Джонни-7 из «Короткого замыкания»?
300 лет назад на планете начала формироваться техногенная цивилизация. Плоды ее развития (и хорошие, и плохие) мы наблюдаем сейчас и говорить о них здесь не будем. Собственно гораздо забавнее и интереснее кажется сам факт того, что после миллионов лет плавного и очень медленного развития техника за какие-то несчастные 300 лет поднялась на те высоты, на которых сейчас находится.
Давайте же попытаемся хотя бы найти несколько причин, которые послужили «катализаторами» техноцивилизации. На протяжении этих 300 лет такими катализаторами были: осознание необходимости разбиения процесса изготовления изделия на составные части; осознание необходимости развития науки; развитие и появление новых средств связи и массовой информации; появление непрерывного, конвейерного способа производства и другие, и тому подобные...
В конце концов, во второй половине XX века на арене появились компьютеры. Поначалу неповоротливые, огромные и маломощные, затем они уменьшились в размерах и увеличили свой интеллект.
Как раз к этому времени техногенная цивилизация столкнулась еще с одной проблемой: она перестала успевать сама за собой. Новые технологии стали появляться столь часто, что люди перестали успевать осмыслить и воплощать их в практику - только они успевали это сделать, как буквально через два-три года технология устаревала, и пора было переходить на новую, если конечно производитель хотел устоять в жестких условиях конкуренции.
Особенно четко выявились эти недостатки в странах "социалистического лагеря", как писала тогда пресса. Многие москвичи еще прекрасно помнят очереди за импортными товарами в московских магазинах - кухонными комбайнами, люстрами, мебелью... Ведь собственное производство работало по-старинке.
В таких условиях производитель был вынужден отказываться от немобильных и трудно реорганизуюемых производств прошлого. Волей-неволей, производства становились мобильными (с точки зрения реорганизации) и более универсальными. На них появились сперва станки с ЧПУ, потом роботы, потом целые конвейеры на основе роботов. Управление процессом производства также перешло к "искусственным мозгам" - роботам и компьютерам.
Производительность, качество, объем выпуска продукции увеличились, и предприятия смогли выжить в условиях быстро развивающихся технологий.
Но в 90х годах условия развития техноцивилизации опять изменились. На сей раз эти изменения достигли технологий исследований. Ученые (после первых опытов 80х) вовсю стали использовать компьютеры дома, а в мир пришла Всемирная Паутина, World Wide Web. Фантасты в очередной раз оказались правы - была создана всемирная база данных. В ней в любой момент можно найти все что угодно - от рецептов по приготовлению пирожных, до описания принципов работы тех же суперсовременных процессоров и сложнейших компьютерных технологий.
Человек доверил свои знания и инструменты исследования компьютерам и роботам. И поэтому с начала 90х годов настала новая эпоха в развитии техноцивилизации Земли - киберцивилизация, симбиоз цивилизаций робота и человека. Собственно текущий этап цивилизации хорошо описывает фраза: «искусственные существа уже появились, искусственный интеллект - пока нет».
Как и любая цивилизация, киберцивилизация обладает своей культурой. Первый заметный всплеск ее был пожалуй связан с появлением в США фрикеров - взломщиков телефонных сетей. А это в свою очередь началось пожалуй с обычного детского развлечения - телефонных шалостей. Многие будущие фрикеры начинали именно с этого. Признайтесь, наверное и вам хоть раз в жизни довелось набрать наугад телефонный номер и поговорить с тем, кто поднимал трубку на другом конце провода?
В начале 70х в США в процессе модернизации телефонных сетей стали появляться первые электронные АТС. И тут же эти АТС стали использовать фрикеры. Их основным орудием в начале 70х были так называемые «синие ящики». «Ящик» испускал высокотональный свист на частоте 2600 герц, который переводил аппаратуру AT&T в режим операций дальней связи. Далее, используя последовательности различных сигналов из «ящика» звонивший мог связаться с любым из уголков земного шара.
Существенным атрибутом киберкультуры 70х стала конференц-связь. Позвонив на специально отведенный телефонной компанией номер, арендованный организатором конференции, можно было говорить одновременно с несколькими другими звонившими.
Многие фрикеры взламывали телефонные сети совсем не для того, чтобы просто переговорить со своими знакомыми по межгороду. Их привлекала сама процедура взлома, антураж, с ней связанный, ореол тайны, а также ощущение могущества, ощущаемое человеком, который может свободно и когда захочет общаться с людьми со всего света. Процедура взлома стала для них культовой, а их общество стало первой неформальной волной киберкультуры, так же, как первой волной «формальной» киберкультуры стала конференц-связь. Культура всегда делилась на формальную и неформальную; не обошло это стороной и киберкультуру.
Так, ходили легенды про некоего Джона Дрейпера, якобы первым обнаружившего, что тоновый сигнал игрушечного свистка из набора подарков для детей «Капитан Кранч» заставляет аппаратуру AT&T переходить в режим дальней связи. Другому фрикеру, слепому по имени Джо, с восьмилетнего возраста свистком служили его собственные губы.
Естественно, телефонные компании боролись с фрикерами. Они изобретали всякие хитроумные устройства для отслеживания звонков фрикеров, а к концу 70х процедура отслеживания их звонков стала общепринятой, и были разработаны специальные программы для отследивания их звонков, что позволило AT&T выловить несколько сотен «синих ящиков».
Россиян первая волна киберкультуры в таком виде, в котором ее увидели американцы, почти не затронула, хотя по Питеру и Москве в 80х и ходили слухи о каких-то телефонных номерах, по которым была возможна конференц-связь. Естественно россиянам также было не чуждо ничто людское, и они также умели бесплатно звонить по телефонам-автоматам, но такого уровня, который бы позволил назвать это «культурой», не было.
Зато в России в то время большое развитие получило движение радиолюбителей. Это можно считать началом нашей киберкультуры. Радиолюбительством увлекались все, кому ни лень. Началось все еще с попыток собрать радио в домашних условиях из доступных радиодеталей, а в 70х радиолюбители мастерили уже сотни разных электронных диковинок. Среди них были как специалисты-электронщики, так и новички. В устах профессионалов, термин «радиолюбительство» звучал скорее как упрек. Так говорили о какой-либо поделке, собраной «на коленках», которая могла перестать работать в любой момент. В настоящий момент радиолюбительство в России постепенно исчезает, хотя люди, которые принимали в этом участие, естественно остались.
Следующая волна андеграундной киберкультуры пришла в Америку (да и в Россию) в 80х, вместе с появлением компьютеризированных АТС, компьютерных сетей и персональных компьютеров. На сцене повились хакеры - взломщики компьютерных сетей. Традиционно сложившийся непонятно как шаблон рисует хакеров как людей, которые сидят за компьютерами и хитрыми махинациями взламывают системы электронной защиты. Между тем, взлом «в лоб» - это лишь один из многих приемов в их арсенале. Так что такой шаблон на руку в первую очередь именно самим хакерам. Гораздо чаще предметом их взлома служит например человеческий фактор. Ведь если за сложной системой защиты стоит неопытный администратор, который не меняет пароли, или набирает их на клавиатуре так, что опытный взгляд без труда прочтет буквы «вслепую», то гораздо проще получить доступ за систему защиты именно через него.
Вместе с персональными компьютерами в киберкультуру пришли многие люди. Люди и раньше играли в компьютерные игры, но именно появление персональных компьютеров, которые появились в домах обывателей, вызвало их бурное развитие. Многие стали использовать компьютер дома, часто как игрушку, реже для чего-либо серьезного. Так, знаменитый американский писатель Айзек Азимов восторженно описал свое знакомство с компьютером в начале 80х, заметив, что использование компьютера дома позволило написать ему гораздо больше книг, чем если бы он делал это с помощью пишущей машинки. ......Также в этот период распространение получили компьютерные сети. В Америке они существовали уже давно, но именно в 80-х, после слияния нескольких сетей в Интернет и появления в 1984 году Фидонет, они стали доступны многим. Появился новый класс «сетевиков». Фидонет в настоящее время медленно погибает, ну а Интернет переживает свой расцвет. Сетевики - это особая каста в киберкультуре, у них есть свой особый сленг и их обычно плохо понимают даже программисты из-за этого сленга и обилия специфических терминов.
В последнее время в отношении киберкультуры все чаще к месту и не к месту применяется термин «киберпанк». Панки всегда были символом эдакого пофигистического отношения к жизни «запросто». Киберпанки столь же пофигистически и запросто живут в обстановке киберкультуры. Некоторые кстати сживаются с компьютером настолько, что делают его для себя идолом или местом обитания бога.
Так что все пока идет к тому, что человечество ладит с киберцивилизацией, вжилось в нее и чувствует себя в ней как дома. А значит, все шансы на нашей стороне. Но не стоит забывать о том, что впереди у нас ответственный этап, который предсказывают фантасты и ученые - момент, когда искусственный интеллект достигнет уровня человеческого и превзойдет его. И мы должны быть готовы к этому.

http: //knowledge.geralt.yaroslavl.su

СОЗДАН ПЕРВЫЙ В МИРЕ КИБОРГ

Правда, пока только прототип киборга. И материалом для него послужил не человек, а обезьяна. Однако, факт остается фактом. На свет появилась технология, позволяющая управлять роботом мысленными командами. То есть, с помощью электрических импульсов, снятых непосредственно с коры головного мозга.
По данным журнала, Scientific American , профессор Miguel Nicolelis совместно с коллегами из Duke University Medical Center смог научить обезьяну управляться с искусственной рукой, или попросту говоря, с манипулятором, с помощью мысленных команд. Для этого ученым пришлось вживить в мозг животного 96 электродов. Тщательно изучив зависимость движений обезьянки от этих 96 сигналов, они сумели построить компьютерную модель, имитирующую прохождение нервных импульсов. Оказалось, что эта модель достаточно точно воспроизводит алгоритм, с помощью которого мозг обезьяны управлял рукой. Дальнейшее было делом техники. На вход компьютера поступали сигналы от вживленных в мозг электродов, на выход ученые подсоединили простейший манипулятор. И с помощью стандартного метода кнута и пряника, научили обезьяну добывать себе пищу не своими руками, а искусственными.
Насколько четко работает эта связка «живой мозг – искусственная рука» сказать пока сложно. Однако, результат налицо. Создана первая искусственная конечность с управлением непосредственно от нервных импульсов. То есть, главный рубеж взят. Остается только доработать детали.
В ближайшие годы ученые планируют довести количество вживленных электродов до 1.000 и, соответственно, существенно улучшить модель. Затем нужно будет наладить обратную связь. То есть, сделать так, чтобы искусственные пальцы обрели чувствительность.

http://monitor2000.ru

МОЖЕТ ЛИ МАШИНА ОБЛАДАТЬ СОЗНАНИЕМ?

"Лос-Анджелес, год 2029. Все бомбардировщики "Стелс" оснащены нейропроцессорами, став полностью беспилотными. Один из них, "Скайнет",
начинает обучаться в геометрической прогрессии. Он стал сознательным
в 2:14 утра по восточному времени 29 августа."

Этот образ будущего описан в фильме Джеймса Камерона "Терминатор 2". Появление сознания у "Скайнета" и его нападение на людей определило начало войны между роботами и людьми, показанной в первых сценах фильма.
Начиная с первой половины пятидесятых научно-фантастичекое кино стало изображать роботов как очень тонкие механизмы, созданные людьми для выполнения сложных задач, заменяющие людей в опасных местах или, гораздо чаще, управляющие космическими кораблями в межгалактических путешествиях. В то же время, однако, интеллектуальные роботы изображались опасными машинами, способные к действиям против человека. Наиболее яркий пример такого робота - HAL 9000, главное действующее лицо саги Стэнли Кубрика и Артура Кларка "2001: Космическая Одиссея".


HAL 9000
из фильма
Стэнли Кубрика
"2001: Космическая Одиссея"

В фильме HAL управлял всем кораблем, дружески болтал с астронавтами, играл с ними в шахматы, обсуждал картины, следил за эмоциональным состоянием экипажа, но при этом убил четверых из пяти астронавтов, следуя плану, идущему врзарез с первоначальной программой. В других фантастических фильмах, таких как "Терминатор" и "Матрица", будущее выглядит гораздо более катастрофическим: роботы станут обладать интеллектом и сознанием и подомнут под себя всю человеческую расу.
В очень немногих фильмах роботы изображены надежными помощниками, которые действительно сотрудничают с людьми. В фильме, снятом в 1951 году Робертом Уайзом "День, когда Земля остановилась", Горт - возможно, первый робот (в данном случае, инопланетный), кто оказывается на стороне человека - поддерживает капитана Клаату в его задании передать сообщение людям.
Можно вспомнить и "Чужих" того же Камерона: Бишоп, синтетический андроид, чьей задачей вести корабль во время задания и защищать экипаж. В отличие HAL'а и своего предшественника из первого эпизода - фильма "Чужой", - Бишоп не подвержен сбоям и остается верным своей задаче до конца фильма. В одной из заключительных сцен Бишоп, разорванный пополам Чужим, по-прежнему стремится спасти Эллен Рипли, буквально протягивая ей руку помощи и удерживая над распахнутым в космическое пространство люком. Своеобразный оптимистический символ единства человека и прогресса.
Робокоп из фильма Пола Верховена (1987) - тоже надежный робот, сотрудничающий с людьми на ниве закона и правопорядка, хотя он - не полностью кибернетический организм (как Терминатор), а гибрид, в котором биологические части соседствуют с искусственными компонентами.
Двойное предназначение, часто приписываемое фантастическим роботам, представляет яркое выражение надежды и опасения, которые человек питает к своей собственной технологии. С одной стороны человек воплощает в роботе свое неистребимое стремление к бессмертию, реализуя его в мощное и неразрушимое искусственное существо, чьи интеллектуальные, сенсорные и физические возможности намного превосходят уровень нормального человека. С другой стороны, есть опасение, что слишком продвинутая технология (почти непостижимая для большинства людей) может выйти из-под контроля, действуя против человека (как Франкенштейн, HAL 9000 - фото справа, Терминатор и роботы в Матрице).
Недавний прогресс информационных технологий сильно повлиял на особенности новых фантастических роботов. Например, разработки в сфере создания искусственных нейросетей (копирующих некоторые процессы, типичные для человеческого мозга) явились толчком для появления Терминатора, который не только обладает интеллектом, но и может обучаться, основываясь на своем собственном предыдущем опыте.
В фильме Терминатор представляет собой прототип немеханических роботов. Он может двигаться, говорить, чувствовать и вести себя подобно человеку. Его блок питания обеспечивает его энергией в течение 120 лет, а альтернативная схема питания обеспечивает отказоустойчивость в случае повреждения. Но, что более важно, Терминатор может обучаться! Он управляется нейро-процессором - компьютером, который может изменять поведение, основываясь на прошлом опыте.
Что делает фильм более интригующим с философской точки зрения, так это то, что такой нейро-процессор оказывается настолько сложным, что начинает обучаться с возрастающей скоростью и, через некоторое время, становится сознательным! В этом смысле, кинофильм поднимает важный вопрос касательно искусственного сознания:

"Может ли машина когда-нибудь стать сознательной?"

Однако перед этим, наверно, мы должны спросить: "Как мы узнаем, что искусственное существо сознательно?" В 1950 г. пионер информатики Алан Тюринг сформулировал подобную проблему, только в отношении интеллекта, и предложил для определения искусственного интеллекта тест, известный как тест Тюринга: имеются две клавиатуры, одна соединена с компьютером, за другой сидит человек. Экзаменатор пишет вопросы на любую тему; компьютер и человек пишут ответы, которые экзаменатор читает на соответствующих экранах. Если он не может уверенно определить, где ответ человека, а где - машины, то можно сказать, что машина прошла тест Тюринга. Сегодня нет компьютеров, которые могли бы пройти тест Тюринга, за исключенем общения на очень специфические темы - например, шахматы.
11 мая 1997 года впервые в истории компьютер "Дип Блю" обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова со счетом 3.5 х 2.5. Однако, как и все современные компьютеры, "Дип Блю" не понимает шахматы, а только пользуется определенными правилами, чтобы найти ход, наиболее выгодный согласно критериям, заложенным в него шахматными экспертами. Таким образом, если принять точку зрения Тюринга, можно сказать, что "Дип Блю" играет в шахматы с помощью интеллекта, но мы можем также утверждать, что он не понимает значения ходов, точно так же, как телевизор не понимает изображение, которое показывает.
Проблема проверки, является ли существо сознательным, еще сложнее. Фактически, если интеллект может быть выражен во внешнем поведении, которое можно измерить специфическими тестами, сознание выражается во внутреннем состоянии мозга, которое не поддается измерению.
С чисто философской точки зрения невозможно проверить присутствие сознания в другом мозге (человеческий или искусственный), потому что это - собственность, которая может быть проверена только его собственным владельцем. Поскольку мы не можем войти в мысли другого существа, то мы не можем и убедиться в его сознательности. Эта проблема, кстати, всесторонне рассмотрена в книге Дагласа Хофштадтера и Дэниела Деннета "Мыслящий я" (Douglas Hofstadter and Daniel Dennett, "The Mind's I").
С прагматической точки зрения, однако, мы могли бы следовать путем Тюнинга и сказать, сто существо является сознательным, если оно способно убедить нас в этом, пройдя специфические тесты. Кроме того, бытующее среди людей убеждение, что другой человек является сознательным, также основано на принципе подобия: так как у нас те же самые органы, и такой же мозг, логично предположить, что человек перед нами также сознателен. Кто сомневался бы в сознательности своего лучшего друга? Однако, если существо перед нами, обладающее поведением, подобным человеческому, было сделан из синтетических тканей, механических органов и нейро-процессоров, наш вывод может быть иным.
С появлением искусственных нейросетей проблема искусственного сознания становится более интригующей, потому что нейросети копируют основное электрическое поведение мозга и обеспечивают соответствующую поддержку для исполнения решений, принятых мозгом.
Хотя каждый согласен, что компьютер, основанный на классических принципах обработки информации, никогда не может стать сознательным, можем ли мы сказать то же самое и о нейросети? Если убрать структурное различие между биологическим и искусственным мозгом, проблема искусственного сознание может стать только религиозной. Другими словами, если мы полагаем, что человеческое сознание определено божественным вмешательством, то ясно, что никакая искусственная система не может когда-либо стать сознательной. Если же мы полагаем, что человеческое сознание - электрическая нейронная структура, спонтанно появляющаяся в мозгу, то возможность создания искусственного сознательного существа остается открытой. Однако, если мы поддерживаем гипотезу сознания как физической особенности мозга, появляется другой вопрос:

"Когда компьютер может стать ......сознательным?"

Попытка найти даже приблизительный ответ на этот вопрос опасна. Однако, можно по крайней мере определить необходимое условие, без которого у машины не может появиться сознание. Идея основана на простом предположении, что для того, чтобы сформировать сознание, нейросеть должна быть по крайней мере так же сложна, как человеческий мозг.
В человеческом мозге приблизительно 10 в 12 степени нейронов, и у каждого нейрона есть приблизительно 10 в 3 степ. соединений (синапсов) с другими нейронам, так что в среднем получается 10 в 15 степ. синапсов. В искусственных нейросетях синапс может моделировться числом с плавающей запятой, которое требует 4 байта памяти компьютера. Как следствие, чтобы смоделировать 10 в 15-й синапсов, потребуется 4 * 10 в 15-й байтов (4 миллиона Гигабайт). Нужно добавить, что для того, чтобы смоделировать целый человеческий мозг, потребуется 8 миллионов Гигабайт, включая дополнительные переменные для хранения результатов и другие внутренние структуры мозга. Так что наш вопрос становится таким:

"Когда такая память станет доступна для компьютера?"

За последние 20 лет объем оперативной памяти увеличивался в 10 раз каждых 4 года:

В среднем мы можем получать следующее уравнение, которое представляет размер оперативной памяти (в байтах) как функцию года:
Байты = 10 [(год - 1966) /4].
Например, из уравнения мы можем найти, что в 1990 году персональный компьютер был обычно оснащен 1 Мегабайтом оперативной памяти. В 1998-м типичная конфигурация имела 100 Мегабайт оперативки, и так далее.
Двигаясь дальше, мы можем предсказать год, в котором компьютер будет оборудован нужным объемом памяти (при условии, что прирост оперативной памяти будет сохраняться):

Год = 1966 + 4 log10 (байты).

Теперь, чтобы знать год, в котором компьютер будет оборудован 8 миллионами Гигабайт оперативной памяти, мы должен только подставить число в предыдущее уравнение и вычислить результат. Ответ:

Год = 2029.

Интересное совпадение с датой, предсказанной в фильме "Терминатор"!
Чтобы полностью понять значение найденного результата, необходимо сделать некоторые предупреждение. Прежде всего это относится к тому, что вычисленная дата основывается на необходимом, но не достаточном условии разработки искусственного сознания. Это означает, что существование мощного компьютера, оборудованного миллионами гигабайт оперативной памяти еще не гарантирует, что он по волшебству станет сознательным. Есть другие важные факторы, влияющие на этот процесс, типа развития изучения искусственных нейросетей и основных биологических механизмов мышления, для которых невозможно сделать даже попытку точной оценки. Кроме того, кто-то может спорить, что вычисление было выполнено на основе персонального компьютера, которые не является верхом технологии. Однако даже если принять возможность расширения RAM с помощью сетей или виртуальной памяти на жестком диске, основной принцип вычисления остается тот же самый, лишь дата могла бы быть на несколько лет приближена.
Наконец, после такого длинного обсуждения искусственного сознания, кто-то может спросить:

"Зачем строить сознательную машину?"

Кроме этических проблем, которые будут сильно влиять на прогресс в этой области, самый сильный мотив - это врожденное человеческое желания обнаружения новых горизонтов и расширения границ науки. Кроме того, разработка искусственного мозга, основанного на принципах, используемых в биологическом мозге, обеспечил бы путь для переноса нашего сознания в более быстрее и надежное хранилище и открытие двери к бессмертию. Освобождаясь от хрупкого и уязвимого тела, человек с искусственными органы (включая мозг) может представлять следующий шаг в развитии человеческой расы. Такая новая разновидность, естественный результат человеческого технологического прогресса, мог бы начать исследование Вселенной, искать иные цивилизации, пережить смерть солнечной системы, управлять энергией черных дыр и двигаться со скоростью света, передавая информацию, необходимую для использования на других планетах.
Действительно, исследование космоса, нацеленное на поиск развитых цивилизаций, уже начато в 1972 году, когда корабль "Пионер-10" именно с этой целью был запущен за пределы нашей солнечной системы, неся информацию о человеческой расе и карты Земли. Что же касается всех важных человеческих открытий, от ядерной энергии до атомной бомбы, от генной инженерии до клонирования людей, всегда была и будет проблема, как удержать технологию под контролем, оставаясь уверенными, что она используется для человеческого прогресса, а не для катастрофических целей.

www.sssup.it/~giorgio/movies/ac-eng.html

КОМПЬЮТЕРЫ НОВОГО ВЕКА

Можно подумать, что различные области науки и техники вступили в соревнование, чтобы дать имя нашему столетию: век радио, век авиации, автомобильная эпоха, атомный век, космическая эра. Но похоже, что соревнование выиграет претендент, включившийся в него последним. Время компьютеров – такое определение по праву можно дать концу второго тысячелетия. Вычислительная техника, удивительное дитя научно-технического прогресса, способна изменить нашу жизнь значительно быстрей и кардинальней, чем что-либо иное. Дело не только в облегчении условий труда или бытовых удобствах, появляющихся благодаря электронике. Развитие компьютеров заставляет человека вообще изменить взгляд на мир.
Электронно-вычислительные машины захватывают сегодня стратегически важные позиции. Они играют все большую роль в обмене данными и принятии ответственных решений, все сильнее влияют на организацию общества. Долгое время единственной сущностью мира было вещество (до нас дошел такой символ богатства, как золото). В прошлом веке его потеснила другая важная сущность – энергия, теперь же компьютеры демонстрируют значение третьей важнейшей сущности – информации. Совершенствование микроэлектроники неуклонно приближает эпоху, когда богатство общества будет зависеть в первую очередь от суммы знаний всех его членов. И тогда люди откроют для себя новые возможности, чтобы создать мир, отвечающий их запросам.
Первые успехи в автоматизации счета появились лишь в нашем веке, когда на смену механике пришла электроника. Но электроника вовсе не обязательно будет последним словом вычислительной техники. Существуют пределы скорости выполнения отдельных операций. Поэтому, чтобы повысить быстродействие компьютеров, сейчас используют методы параллельного счета – иными словами, одновременно выполняют разные части расчетов, после чего их результаты сводят воедино. В электронных машинах это требует увеличения количества решающих устройств. Но это цель можно достичь проще, если перейти от электронного компьютера к оптическому – такому, в котором информация представлена в виде не электрических, а световых импульсов. Световые сигналы без помех проходят друг сквозь друга, их можно одновременно пропускать через одно решающее устройство.
Пока исследователи бьются над созданием оптического компьютера, не стоит на месте и электроника. Основное направление ее развития – миниатюризация, уменьшение размера элементов, приводящее сразу и к удешевлению, и к снижению энергетических затрат, и к росту производительности компьютеров. Несколько лет назад московские физики показали, что при очень маленьких размерах элементов ЭВМ числа можно будет кодировать уже не импульсами, а отдельными электронами. Сейчас трудно даже представить все преимущества таких ЭВМ перед нынешними.
А биофизики пытаются построить свой компьютер, основанный на сложных органических веществах. Это будет уже микроэлектроника в самом прямом смысле слова. Ведь несмотря на ничтожно малые размеры элементов современных микросхем, приставка “микро” в этом слове стоит не по праву – эти элементы остаются макроскопическими телами, каждое из которых состоит из триллионов атомов или молекул. А элемент биокомпьютера должен состоять из одной или нескольких довольно больших молекул. Видимо, это будет не только рекордом, но и пределом миниатюризации.
Недавнее открытие высокотемпературной сверхпроводимости взбудоражило научный мир. Не остались в стороне и специалисты по вычислительной технике – работы по созданию сверхпроводникового компьютера, идущие уже не первый год, резко оживились. Такой компьютер должен стать образцом экономичности.
Каждую новую идею, каждое открытие в науке неутомимые инженеры пытаются использовать в вычислительной технике.
PARC, калифорнийский научно-исследовательский центр компании Xerox (Palo Alto Research Center), занимает видное место в истории компьютерной эпохи. Именно здесь когда-то родились компьютерная мышь, лазерный принтер и сеть Ethernet. Работая над совершенствованием уже освоенных технологий, ученые PARC занимаются и такими проектами, которые пока выглядят весьма фантастично, но лет через 20-30 могут стать столь же обыденной вещью, как, скажем, привычная мышка. Пожалуй, наиболее эффектными из такого рода направлений деятельности Xerox PARC являются нанотехнологические разработки и проекты создания модульных самоперестраивающихся роботов.
Многие считают, что передний край роботехники — это создание андроидов, то есть машин, которые выглядят и работают словно люди. Но, как известно, прогресс здесь наблюдается весьма и весьма медленный. Громоздкие и сложные машины пока чрезвычайно неуклюжи: они постоянно спотыкаются о мелкие камешки, норовят свалиться с лестницы, а если и возьмут стакан в руку-манипулятор, то скорее всего разобьют.
Совсем иного взгляда на самое перспективное направление в роботехнике придерживаются в PARC. Один из руководителей исследовательской группы центра Марк Йим уверен, что действительно умных и на многое способных роботов можно делать из маленьких и довольно простых кусочков-модулей. Вот робот катится по ровной поверхности, имея вид колеса. Попав на пересеченную местность, он принимает форму гусеницы трактора, мягко обтекая ухабы, а наткнувшись на узкую щель, становится “земляным червяком” и уверенно забирается в нее. Наконец, выбравшись в другом месте на поверхность, аппарат решает перестроиться в многолапого паука и шустро семенит дальше на тонких ножках... Все это не компьютерное моделирование, а поведение реальных моделей, созданных в PARC.

Полибот и протео

Модульные морфороботы родились где-то в начале 1990-х годов. Поначалу строительные блоки были крайне примитивны, что ограничивало возможности изменения формы робота. Каждый модуль представлял собой кубик, две грани которого можно было изгибать (для обеспечения сервоуправления), а две были жесткими (для соединения модулей). Впоследствии были созданы модули, способные перемещаться друг относительно друга. Хотя несложные формы, в которые перестраивался робот, по сути своей были еще не трехмерными, а планарными, такая машина уже демонстрировала фундаментально разные режимы передвижения. Это поколение роботов получило название “полиботы” (PolyBots).
Полиботы лучше всего применимы в тех областях, где используется их гибкость: к примеру, для поиска и спасения людей, оказавшихся под завалами зданий (например при землетрясениях). Здесь окружающая обстановка в высшей степени беспорядочна, и никогда не знаешь заранее,какая форма робота окажется наиболее подходящей. Полибот, пробираясь в самые немыслимые щели, мог бы по звукам отыскивать уцелевших людей, а затем преобразовывать себя в поддерживающую структуру вокруг пострадавшего, чтобы защитить его от обрушивающихся обломков... Изучение других планет, глубоководные изыскания, исследование буровых скважин и трубопроводов, инспекция ядерных предприятий — все это вполне возможные и перспективные области применения таких машин. Очень важной сферой может оказаться и рынок игрушек.
Новейшее поколение роботов, названных “Протео” (Proteo), пока еще пребывает в стадии компьютерного моделирования. Для них строительными блоками будут уже не кубы, а ромбододекаэдры. Модули такой формы могут легко перекатываться друг через друга, контактируя разными парами граней. Исследователям уже удалось разработать технологию, позволяющую “распределенному разуму” модульных роботов быстро принимать форму, диктуемую управляющим контроллером.


Самоисцеляемость и элегантная деградация

Преимущества построения роботов из множества идентичных компонентов выглядят очень заманчивыми. Не подлежит сомнению, что массовое производство крошечных робото-кирпичиков обойдется намного дешевле, чем разработка и создание заказных механизмов. Немаловажна и полная взаимозаменяемость элементов: два сломанных робота, имеющие работоспособные компоненты, легко могли бы трансформировать себя в одну исправную машину.
Модульность и избыточность дают еще одно любопытное преимущество, именуемое “элегантной деградацией”. Модульный робот может сам себя ремонтировать, восстанавливая самые важные элементы за счет менее ценных, благо лежащие в основе конструкции кирпичики идентичны и взаимозаменяемы.

Умная материя

Работа команды Йима в области модульной роботехники вписывается в главное направление исследований, ведущихся в PARC, — распределенных вычислений. Вместо опоры на один большой компьютер с мощным процессором, управляющим всеми частями машины, можно сделать эти части достаточно разумными. На принятом в Xerox жаргоне это именуется “умной материей”.
Простейший пример, поясняющий концепцию, — “умная” стальная балка. Обычно, чтобы сделать несущую нагрузку балку более прочной, приходится увеличивать ее сечение. Но ученым PARC удалось в три раза повысить прочность вертикальной балки, добавив в нее электронные компоненты. Сенсоры замечают, когда балка начинает прогибаться, и сообщают сервоприводу, что надо ее слегка выпрямить для возврата в вертикальное положение. Как формулируют эти идеи в Xerox, “механические ресурсы уравновешиваются ресурсами вычислительными”.
Конечно, от “умной” металлической балки до робота, морфологически имитирующего движение жидкости (как в фильме “Терминатор-2”), дистанция огромная. Но сами принципы “умной материи” и модульной роботехники в основном одни и те же: комбинирование сенсоров, сервоприводов и определенной вычислительной мощности для создания комплекса микроэлектромеханических систем (MicroElectroMechanicalSystems — MEMS), работающих совместно.
А до какой степени миниатюризации могут доходить MEMS-системы, формирующие “умную материю”, это еще одна тема исследований, ведущихся в Xerox PARC.

Нанотехнология

Не исключено, что прогресс в разработке модульных роботов может повлиять на развертывание исследований в области нанотехнологий. По сути своей, идея нанотехнологии довольно проста: строить вещи так, как это делает природа, укладывая по одной молекуле туда, куда надо, наращивая конструкцию, что называется, снизу вверх. По мнению профессора Ральфа Меркля, главного пропагандиста нанотехнологии в PARC, “наши сегодняшние производственные технологии чересчур грубы на молекулярном уровне, они как бы приблизительно разбрасывают атомы в нужные места. Что-то вроде работы с конструктором LEGO в боксерских перчатках”.
В принципе, производство на молекулярном уровне вполне возможно, и многое здесь стоит позаимствовать у живой природы. Единственная клетка содержит в себе всю информацию, необходимую для собственного воспроизводства. “Взгляните на дерево, — говорит Меркль, — а еще лучше на морскую водоросль, которая растет очень быстро. Очевидно, что можно выстраивать очень большие объекты, начиная с очень маленьких. Вам нужно лишь одно “зерно”, одно небольшое начальное устройство, которое делает свои собственные копии… И таким образом вы сможете быстро создавать большое количество разных устройств”.

Т-1000 - ПОЧТИ РЕАЛЬНОСТЬ

Американские ученые проводят эксперименты по созданию роботов, способных изменять собственный облик. В перспективе роботы смогут не только менять свою форму, тем самым полностью меняя круг выполняемых задач, но и будут способны пройти, например, через решетчатую дверь, оставляя ее не тронутой (как это и происходило в фильме "Терминатор").
По сообщению BBC, в настоящее время ученые пытаются материализовать еще один страшный сон писателей-фантастов - роботов, меняющих свой облик. Исследователи стали делать роботов из маленьких кирпичиков, каждый из которых несет в себе все функциональные особенности всего робота. Эти элементарные ячейки могут двигаться, их поверхности могут сжиматься или растягиваться по сигналу из специального процессора, соединенного с каждым из них. Блоки могут соединяться и рассоединяться со своими соседями; они способны также медленно передвигаться подобно гусеницам. Таким образом, тело робота принимает конфигурацию, необходимую для выполнения текущей задачи: захват переходит, допустим, в отвертку, а затем в вакуумную присоску.
Создание элементарных ячеек подобного типа, отличающихся крайней многофункциональностью, не является непреодолимой преградой для современной технологии. Не это мешает создать механического оборотня уже завтра.
Основная проблема заключается в неимоверно сложном управлении мириадами кирпичиков. Необходимо организовать взаимодействие между всеми частями робота. К каждой ячейке должна поступать информация о состоянии всех других ячеек, и от каждой должна поступать информация о ее собственном состоянии всем другим. Огромное количество данных требуется оперативно переработать и принять решение по дальнейшему видоизменению формы. Положение осложняется еще и тем, что кирпичик может "видеть" лишь своих непосредственных соседей.
Поэтому пока процесс трансформации происходит крайне медленно. Образно говоря, чтобы просочиться через дверь нашему "терминатору" понадобится полдня. Но ничего принципиально невозможного в этом на сегодняшний день нет.

В США испытан первый робот-Терминатор (июнь 2003)

На базе американских морских пехотинцев Camp Smith в июле 2003 года были проведены показательные испытания боевого робота. Как сообщается на сайте газеты The Honolulu Advertiser, многие журналисты уже успели окрестить его «предтечей Терминатора».
Полутораметровый робот на гусеничном ходу, обозначенный в спецификации как «тактическое полевое полуавтономное устройство Гладиатор», продемонстрировал собравшимся военным экспертам свои возможности по усмирению импровизированных городских массовых беспорядков. В процессе испытаний Гладиатор, обеспечивающий прикрытие группы морских пехотинцев, поставил эффективную дымовую завесу, произвел «рассеивание толпы» слезоточивым газом и точно поразил все условные цели из стоящих у него на вооружении пулеметов M240G.
При этом стрельба велась капсулами с краской, как в пейнтболе.
Помимо пулеметов и гранатометов Гладиатор "вооружен" уникальными видеокамерами, которые позволяют ему ориентироваться в полной темноте или при сильном задымлении, а также датчиками, фиксирующими радиационное, химическое или биологическое заражение. По мнению военных, использование таких машин, "оснащенных не смертельными видами вооружений" в значительной степени облегчит контроль за ситуацией в городах, где происходят массовые волнения.
Стоимость Гладиатора, довольно скромна по военным меркам - $150 тыс., то есть не превышает стоимость полной подготовки морского пехотинца. Однако, как справедливо отмечают представители лаборатории Unmanned Ground Vehicles Joint Project Office, занимающиеся разработкой подобных комплексов, система еще далека от совершенства и пока полностью зависит от оператора, который управляет роботом на расстоянии.

Еще один боевой робот (декабрь 2003)
Пентагон планирует оснастить знаменитые двухколесные самокаты Segway Human Transporter пушками и превратить их в боевых роботов, которые с помощью искусственного интеллекта смогут эффективно и вполне самостоятельно действовать в боевой обстановке.
Программа пока находится на стадии исследования, так что в обозримом будущем воевать придется все же солдатам. В ходе предварительных исследований ученые уже научили робота Segway без человека открывать двери, объезжать препятствия и гоняться за футбольными мячами.
На первом этапе Segway будут выполнять вспомогательные функции: разыскивать раненых и транспортировать их в полевой госпиталь, а также следовать за людьми в качестве «вьючных» механизмов. Впрочем, второе может и не понадобиться. Сейчас полная выкладка пехотинца может достигать веса 50 кг, однако ведущие американские исследовательские институты работают над снижением ее веса, а также над разработкой суперброни с мускульными усилителями, в которой солдату такой вес будет по плечу.
Институт военной нанотехнологии разработал проект, согласно которому между волокнами обычной ткани будут вшиты «умные» высокотехнологичные нити, которые смогут осуществлять радиосвязь, распознавать химические токсины, оказывать неотложную медицинскую помощь и менять цвет для лучшей маскировки. Например, предполагается, что одежда будущего сама сможет реагировать на переломы жесткой фиксацией, останавливать кровотечения.
Более того, эта «броня» будущего будет аккумулировать некоторую часть энергии движения, а затем добавлять солдатам силы. Обувь, как обещают амбициозные ученые, будет сохранять энергию бега, и затем солдат, например, сможет в гигантском прыжке преодолеть забор или небольшую водную преграду.
Что касается использования Segway в военных целях, то тут никаких препятствий не возникает. Изобретатель самоката Дин Кеймен говорит, что просто придумал машину, а для чего ее будут использовать — это уж кому как нравится.
Проведя колоссальную рекламную кампанию, Кеймен столкнулся с эффектом завышенных ожиданий: многие оказались разочарованы Segway, когда увидели его воочию. Именно поэтому Кеймен столь благосклонно относится к инициативе военных и даже говорит, что готов предоставить самокаты стоимостью 5 тысяч долларов профильным институтам бесплатно. По программе Пентагона в различных лабораториях уже сейчас переоборудуют 15 самокатов Segway.
В Питтсбурге в Университете Карнеги Меллон, чтобы отработать технологии слежения и взаимодействия, из самокатов собрали футбольную команду, которая сможет «играть» вместе с людьми. Ученые утверждают, что на равных.
Роботов испытывали на базе Fort Benning в штате Джорджия пару месяцев назад. Впрочем, пока основные «натурные» испытания проходят на футбольных стадионах при университетах. Келлер говорит, что у футболистов, тренирующихся на стадионе, «глаза лезут на лоб, когда они видят нашу команду».
Не исключено, что по итогам испытаний Пентагон оснастит двухколесные самокаты Segway боевым оружием, превратив этот механизм в реального боевого робота, самостоятельно выполняющего поставленные командиром задачи.
Прототип биокомпьютера из Израиля (ноябрь 2003)
Израильские учёные из хайфского Техниона использовали особенности структуры ДНК и электронных свойств углеродных нанотрубок, чтобы создать неорганическое устройство — самособирающийся нанотранзистор.
Процесс разработки состоял из двух шагов. Сначала исследователи покрыли частицы молекулы ДНК белками бактерии E. coli. Затем они связали с ДНК покрытые антителами нанотрубки. В создании также участвовали ионы золота и серебра. Получившееся устройство работает, как транзистор.
Научное сообщество уже успело назвать работу израильтян «выдающимся достижением» и «первым шагом к молекулярному вычислению».
Проект Киборг (июль 2003)
Имплантируемые чипы - это один из вариантов дальнейшего взаимодействия электроники и человека. Научная фантастика уже во многом стала реальностью. Чипы-имплантанты могут встраиваться в человека и любые другие предметы.
Одним из первооткрывателей в этой области является профессор Кевин Уорвик (Kevin Warwick, www.kevinwarwik.com), который на себе проделал операции по имплантированию электронных устройств в человеческий организм. Его многие считают одним из самых знаменитых современных ученых и первым киборгом. Данная история уже сейчас имеет свое реальное продолжение.
Этого ученого часто называют шарлатаном, но все эти предположения скорее далеки от истины. Потому как мы уже знаем из современной медицины:
В человеческий организм можно имплантировать предметы (достаточно вспомнить о силиконовых имплантантах, применяемых в пластической хирургии).
Опыты с нейро-электронными волокнами проводятся достаточно давно (вспомните хотя бы лягушку из учебника по биологии).
Итак, 24 августа 1998 года под местной анестезией профессору Кевину Уорвику в предплечье был вшит имплантант, состоящий из стеклянной капсулы, внутри которой находятся электромагнитная катушка и несколько кремниевых чипов. Все это устройство имеет размер меньший чем двухпенсовая монета, его длина составляет всего 23 мм, а диаметр 3 мм. Когда радиочастотный сигнал передается на имплантант, в электромагнитной катушке появляется электрический ток и передается на схему с электронными чипами, где формируется уникальный 64-битный сигнал. Специальный приемник считывает его и направляет в компьютер для дальнейшего анализа. В данном случае имплантант выступает ничем иным как хранителем идентификационных данных, в качестве которых может выступать все что угодно, начиная от номера кредитки и заканчивая медицинской картой. Например, с помощью данного устройства можно без никаких прилагаемых усилий открывать двери со специальными замками, включать свет, бытовые приборы и компьютеры. Кроме этого данное изобретение было предложено для применения в качестве замены замков автомобилей. Данный проект назывался Project Cyborg 1.0.
В 2002 году пришло время нового имплантанта и, соответственно, следующего проекта - Project Cyborg 2.0. Вживляемое устройство было уже не таким простым, как предыдущее. В данном случае мы говорим об нейро-электронной системе, связанной с компьютером. Новый имплантант представлял из себя массив из ста электродов, вживляемый в руку. Операция длилась два часа, в течение которых в разрез над запястьем вставляли 100 электродов. После этого, с помощью специальных усилителей и процессоров обрабатывалась информация, соответствующая нервным импульсам, подаваемым мозгом для управления кистью. В результате можно говорить о том, что на базе полученных данных можно создать более универсальный робото-протез человеческой кисти.
Кстати подобная кисть-протез была разработана и в СССР в 1956 году. Сразу после выставки в Брюсселе, патент на новое изобретение приобрело несколько развитых стран.
Квантовый компьютер (2000)
Принцип работы такого компьютера связан с таинственными и пока непостижимыми для большинства людей квантовыми свойствами атомов и других частиц. Квантовый компьютер, в частности, может быть основан на спинах электронов и атомных ядер и на странных свойствах квантовых частиц в момент, когда их не наблюдают, иметь спин одновременно разных направлений. Когда спин частицы направлен вверх, атом может быть "считан" как 1, а направление вниз будет соответствовать 0. Это аналогично традиционному транзистору, в котором нули и единицы соответствуют включенному и выключенному состояниям, промежуточных состояний у классического бита не бывает. Но что делает квантовый компьютер уникальным, так это тот факт, что квантовые частицы, даже будучи очень хорошо изолированными друг от друга, могут находиться в запутанном состоянии (entangled state), в котором частицы все-таки зависят друг от друга. В классическом компьютере изменение состояния отдельного бита никак не связано с изменением состояния всех остальных битов, разве что только одного. В квантовом компьютере управление состоянием одной частицы вызывает изменение состояния всех других. Это и приводит к т.н. квантовому параллелелизму вычислений. Благодаря этому эффекту квантовый компьютер может иметь феноменальную производительность. Для определенных типов вычислений, подобных сложным алгоритмам для криптографии или поискам в гигантских массивах данных, квантовый компьютер может использовать "в тандеме" сотни атомов. На классическом компьютере это бы соответствовало выполнению миллиардов операций одновременно.
"АйБиэМовский" тестовый образец квантового компьютера, в котором "работают" пока всего пять атомов в режиме и процессора, и памяти, впервые в мире показал свой истинный потенциал. При решении определенных задач его скорость заметно больше, чем в традиционных компьютерах. Эту экспериментальную машину можно рассматривать как существенный шаг к принципиально новому классу машин, способных к сверхбыстрым вычислениям.
Isaac Chuang, исследователь из IBM, который возглавляет совместную группу ученых из IBM, Stanford Univ. и Univ. Calgary, утверждает, что квантовый компьютер можно будет использовать и для вполне прагматических целей, помимо специальных, например, для поиска в базах данных (в частности, в больших массивах Интернета). Более специальное использование криптография (создание и раскрытие кодов). В таком использовании особенно заинтересованы Агентство национальной безопасности и Министерство обороны США, обильно финансирующие разработки квантового компьютера в Stanford Univ.
В соответствии с пресловутым законом Мура (пока действующим неукоснительно!) в ближайшее десятилетие ожидается достижение предела в дальнейшем уменьшении размеров элементов традиционных полупроводниковых ИС. "С началом эпохи квантового компьютера закону Мура придет конец. И это наступит около 2020 года, когда размер электронных схем станет измеряться размерами атомов и молекул, которые составят элементную базу квантового компьютера" утверждает Isaac Chuang. Он же сообщает, что его группа использует АйБиэМовский тестовый квантовый компьютер для решения некоторых математических задач криптографии, например, нахождения периода функций. Квантовый компьютер способен решать задачи в один цикл, в то время как традиционному компьютеру для этих же целей понадобились бы многократные циклы. Первые эксперименты демонстрируют жизнеспособность тестовой модели квантового компьютера, правильность выбранного пути его конструирования, соответствие задуманного и предсказанного реальным экспериментальным параметрам. (2000 г.)

В подготовке страницы помогали: Trident, Nemesis

Роботы не могут быть плохими или хорошими. Как не может быть плохим или хорошим пистолет, с помощью
которого можно можно избавить
мир от тирана, а можно убить ни в чем не повинного человека. Робот - это слепое орудие
в руках плохого
или хорошего человека.
Сложнее обстоит
дело с киборгами, поскольку само понятие "организм" подразумевает определенную само-стоятельность. Впрочем, до сих пор все рассуждения
о киборгах были абсолютно умозрительны
и построены,
в основном, на вымышленных фактах, взятых из фантастических произведений.
Так было до сих
пор, но похоже, эра кибернетических организмов неумолимо приближается.
Вот какая
совершенно серьезная
и научная новость поступила недавно из США:

"Ученые Массачусетского технологического института, лабораторий Bell
в Нью-Джерси, компании Lucent Technologies
и Института нейроинформатики
в Цюрихе создали электронную схему, напоминающую по своей структуре
и организации центральную
нервную систему. Схема состоит
из искусственных нейронов, которые взаимодействуют
друг с другом посредством специальных синапсов (соединений), которые объединяют их в единую систему. Подобная структура может, со временем, послужить основой для создания компьютеров, которые будут, например, видеть
и воспринимать окружающую
среду".

Кто знает, может,
и правда к 2029 году
появится настоящий Терминатор...

Прмечание:
новые статьи добавляются снизу.