В июле 2002 года в Государственном центре современного искусства
в Москве два известных московских художника-авангардиста Владислав
Ефимов и Аристарх Чернышев устроили пресс-конференцию. Речь на ней
шла об их проекте установки 25-метрового памятника Терминатору на
родине Арнольда Шварценеггера в австрийском
городе Граце.
Напористые
представители московского авангарда смогли заинтересовать своей
идеей руководство австрийского культурного центра "Forum Stadtpark",
поэтому на пресс-конференции проект выглядел делом почти решенным.
Для того, чтобы убедительно продемонстрировать публике будущий монумент,
художники создали его виртуальную компьютерную модель и врисовали
ее в реальный пейзаж городского парка в Граце, где ее и предполагается
установить. Стальной Терминатор должен стоять меж парковых деревьев
в позе атланта, поддерживающего небесный свод. В "небесном
своде" планируется разместить ресторан.
Почему московских художников привлек именно образ Терминатора? "Мы
считаем, что фигура Терминатора столь значительна, - заявили они
на пресс-конференции, - Что вполне может конкурировать с реальными
историческими личностями и с библейскими персонажами. Однако, для
установки такого памятника в Москве нет абслютно никакого повода.
А Грац идеально подходит для реализации этого пректа, поскольку
именно А. Шварценеггер, выходец из Граца, впервые в истории сыграл
роль Терминатора." Кроме того, по мысли авторов, подобный
памятник способствовал бы изменению отношения местной публики к
Шварценеггеру только как к спортсмену (в Граце уже несколько лет
существует футбольный стадион имени Арнольда Шварценеггера) и подчеркнул
бы значение личности Шварценеггера как выдающегося художника.
Были у них и более глубокие мотивы:
"Туризм
на наш взгляд является особой формой колониализма. Он порождает
специальные туристические штампы (Париж - Эйфелева башня, Москва
- Собор Василия Блаженного, Египет - пирамиды, Грац - Шлоссберг
и часовая башня). Понятно, что это очень поверхностные штампы, но
они необходимы как своеобразное топливо для туристического бизнеса.
Таким образом, туризм наклеивает ярлыки, от которых потом сложно
избавиться. Создание особых, новых и нестандартных "достопримечательностей"
позволяет на какое-то время вырваться из этого порочного круга,
пока это альтернативное место не будет включено в набор штампов.
В этом смысле проект монумента Арнольду Шварценеггеру в роли Терминатора
является абсурдным сооружением, разрушающим австрийские стереотипы.
Сама же личность Шварценеггера в данном случае не является ключевой,
а лишь служит поводом для создания нового поп-культурного контекста
(именно поэтому предлагается поставить памятник не Шварценеггеру,
а Шварценеггеру в роли Терминатора). Кроме того, в рамках этого
проекта мы проводим исследование божественной сущности Терминатора,
иследование современного понятия добра и зла и взаимопроникновения
религии и поп-культуры". Во как.
Художники даже высчитали приблизительную стоимость своего произведения
- около 5 миллионов евро. Об источнике финансирования речи пока
не шло, однако власти Граца в принципе были не против выделить часть
этой суммы из казны города.
Грандиозный монумент должен был быть открыт одновременно с выходом
на экраны фильма "Терминатор 3", тем более, что в 2003
году Грац был официально выбран культурной столицей Европы.
Однако сей культурологический проект Ефимова-Чернышева не исчерпывался
только памятником. Художники сняли короткий видеофильм "I'll
Be Back" и создали оригинальную видеоигру на его основе, продемонстрировав
все это в декабре того же 2002 года в Москве в одной из частных
художественных галерей и в апреле 2003 года в зале "Форум Штадтпарка"
в Граце. Вот что писала об этом пресса:
"В
"I'll Be Back" Ефимов и Чернышев использовали культовый
образ Терминатора, отработав его грамотно, без пафоса и с юмором.
Многомерность минутного сюжета представлена на выставке в двух перпендикулярных
проекциях.
Один вариант - собственно фильм о том, как аккуратные, в белых рубашечках
и черных брючках офисного вида, авторы топчут шастающих под ногами
маленьких железных киборгов, а в конце их так же безжалостно топчет
знакомая металлическая нога. В этом коротком клипе есть беззаботная
и позитивная энергетика зрелища и развлечения, роднящая их с первыми
комическими фильмами типа "Политый поливальщик", когда
кинематограф искренне соответствовал своему названию, то есть был
движущейся картинкой. Художники очень точно выбрали своего лирического
героя. Ведь лучшие роли Железного Арни - в лучших его фильмах "Терминатор"
(первый), "Коммандо", "Хищник", "Бегущий
человек", "Вспомнить все" - любимы именно за искреннюю
и натуральную ходульность, нелепую и почвенную мощь, не игру, но
самое жизнь.
Второй,
или скорее даже, совсем другой элемент выставки - интерактивная
забава для зрителей, основанная на первом фильме. Здесь Ефимов и
Чернышев разрабатывают "золотую жилу" по голливудским
канонам. Всякий успешный блокбастер не только прирастает сиквелом-приквелом,
но и порождает компьютерные игры "на тему" и "по
мотивам". Фильм про веселую жизнь и смерть двух маленьких терминаторов
не мог долго оставаться просто зрелищем и немедленно превратился
в достойный интерактивный вариант, играть в который всем нам.
Зрители,
они же юзеры-геймеры, получают как минимум две игры "в одной
коробке". Прежде всего, это простейшая платформенная аркада,
только шиворот-навыворот, inside-out. Здесь герой-зритель-игрок
сам прыгает по клеткам сенсорного пола, не убегая, а догоняя.
Ефимов и Чернышев внесли этой выставкой неоценимый вклад в развитие
игровой индустрии, создав новое интерфейсное устройство - футпад,
ножную сенсорную платформу, которая превратит заядлых компьютерных
геймеров из скрюченных дистрофиков в атлетов с мощными ляжками".
Стоит еще добавить, что оплачивал все их изыски все тот же "Forum
Stadtpark", выделив художникам специальную целевую стипендию.
Конечно
же, всем хотелось узнать мнение о проекте памятника самого Арнольда
Шварценеггера. Тот долгое время хранил молчание, видимо, обдумывая
свою линию поведения в таком щекотливом вопросе, но в конце концов
прислал на адрес Форума официальное письмо (фото слева). Конечно,
он благодарил власти Граца за внимание к своей персоне, сказав,
что "очень польщен обсуждением такого монумента", но предложил
"деньги, необходимые на постройку памятника, использовать на
более важные цели", то есть, на благотворительность. Напомню,
что речь идет о весьма немаленькой сумме в 5 миллионов евро. Думаю,
что ничего другого Арни сказать и не мог, ведь все это проходило
на фоне его баллотирования на пост губернатора Калифорнии, а основу
его предвыборной программы составляло улучшение среднего образования
и организация работы с детьми.
Власти Граца и "Forum Stadtpark" в ответ на это завили,
что мнение Шварценеггера для них, конечно, важно, но не является
решающим. Они решили просто не торопить события и дождаться, пока
выйдет на экраны третий фильм из терминаторской эпопеи. "Возможно,
после этого мнение мистера Шварценеггера и других противников проекта
изменится, - говорит куратор проекта Хервиг Хеллер. - Гигантский
памятник Терминатору мог бы стать главной туристической достопримечательностью
для Граца и лучшим пиар-продвижением фильма, которое только можно
представить".
А один из авторов памятника, москвич Аристарх Чернышев, комментирует
мнение Шарценеггера более цинично: "Шварценеггер как человек
не очень важен, так как это должен быть памятник роботу, памятник
технологии и даже, в некоторой степени, поп-культуре".
Но вот фильм вышел, а памятника все нет. Владислав Ефимов и Аристарх
Чернышев давно уже заняты другими проектами - художник не может
топтаться на месте. А Терминатор, похоже, так и останется без памятника...
|