JC 2000 - 2008 г.г.

Если вы используете
информацию с этого сайта
у себя, поставьте на своем сайте ссылку (код здесь)

Rambler's Top100

 

Проект

В июле 2002 года в Государственном центре современного искусства в Москве два известных московских художника-авангардиста Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев устроили пресс-конференцию. Речь на ней шла об их проекте установки 25-метрового памятника Терминатору на родине Арнольда Шварценеггера в австрийском городе Граце.

Напористые представители московского авангарда смогли заинтересовать своей идеей руководство австрийского культурного центра "Forum Stadtpark", поэтому на пресс-конференции проект выглядел делом почти решенным.
Для того, чтобы убедительно продемонстрировать публике будущий монумент, художники создали его виртуальную компьютерную модель и врисовали ее в реальный пейзаж городского парка в Граце, где ее и предполагается установить. Стальной Терминатор должен стоять меж парковых деревьев в позе атланта, поддерживающего небесный свод. В "небесном своде" планируется разместить ресторан.
Почему московских художников привлек именно образ Терминатора? "Мы считаем, что фигура Терминатора столь значительна, - заявили они на пресс-конференции, - Что вполне может конкурировать с реальными историческими личностями и с библейскими персонажами. Однако, для установки такого памятника в Москве нет абслютно никакого повода. А Грац идеально подходит для реализации этого пректа, поскольку именно А. Шварценеггер, выходец из Граца, впервые в истории сыграл роль Терминатора." Кроме того, по мысли авторов, подобный памятник способствовал бы изменению отношения местной публики к Шварценеггеру только как к спортсмену (в Граце уже несколько лет существует футбольный стадион имени Арнольда Шварценеггера) и подчеркнул бы значение личности Шварценеггера как выдающегося художника.
Были у них и более глубокие мотивы:
"Туризм на наш взгляд является особой формой колониализма. Он порождает специальные туристические штампы (Париж - Эйфелева башня, Москва - Собор Василия Блаженного, Египет - пирамиды, Грац - Шлоссберг и часовая башня). Понятно, что это очень поверхностные штампы, но они необходимы как своеобразное топливо для туристического бизнеса. Таким образом, туризм наклеивает ярлыки, от которых потом сложно избавиться. Создание особых, новых и нестандартных "достопримечательностей" позволяет на какое-то время вырваться из этого порочного круга, пока это альтернативное место не будет включено в набор штампов. В этом смысле проект монумента Арнольду Шварценеггеру в роли Терминатора является абсурдным сооружением, разрушающим австрийские стереотипы. Сама же личность Шварценеггера в данном случае не является ключевой, а лишь служит поводом для создания нового поп-культурного контекста (именно поэтому предлагается поставить памятник не Шварценеггеру, а Шварценеггеру в роли Терминатора). Кроме того, в рамках этого проекта мы проводим исследование божественной сущности Терминатора, иследование современного понятия добра и зла и взаимопроникновения религии и поп-культуры"
. Во как.
Художники даже высчитали приблизительную стоимость своего произведения - около 5 миллионов евро. Об источнике финансирования речи пока не шло, однако власти Граца в принципе были не против выделить часть этой суммы из казны города.
Грандиозный монумент должен был быть открыт одновременно с выходом на экраны фильма "Терминатор 3", тем более, что в 2003 году Грац был официально выбран культурной столицей Европы.

Однако сей культурологический проект Ефимова-Чернышева не исчерпывался только памятником. Художники сняли короткий видеофильм "I'll Be Back" и создали оригинальную видеоигру на его основе, продемонстрировав все это в декабре того же 2002 года в Москве в одной из частных художественных галерей и в апреле 2003 года в зале "Форум Штадтпарка" в Граце. Вот что писала об этом пресса:

"В "I'll Be Back" Ефимов и Чернышев использовали культовый образ Терминатора, отработав его грамотно, без пафоса и с юмором. Многомерность минутного сюжета представлена на выставке в двух перпендикулярных проекциях.
Один вариант - собственно фильм о том, как аккуратные, в белых рубашечках и черных брючках офисного вида, авторы топчут шастающих под ногами маленьких железных киборгов, а в конце их так же безжалостно топчет знакомая металлическая нога. В этом коротком клипе есть беззаботная и позитивная энергетика зрелища и развлечения, роднящая их с первыми комическими фильмами типа "Политый поливальщик", когда кинематограф искренне соответствовал своему названию, то есть был движущейся картинкой. Художники очень точно выбрали своего лирического героя. Ведь лучшие роли Железного Арни - в лучших его фильмах "Терминатор" (первый), "Коммандо", "Хищник", "Бегущий человек", "Вспомнить все" - любимы именно за искреннюю и натуральную ходульность, нелепую и почвенную мощь, не игру, но самое жизнь.
Второй, или скорее даже, совсем другой элемент выставки - интерактивная забава для зрителей, основанная на первом фильме. Здесь Ефимов и Чернышев разрабатывают "золотую жилу" по голливудским канонам. Всякий успешный блокбастер не только прирастает сиквелом-приквелом, но и порождает компьютерные игры "на тему" и "по мотивам". Фильм про веселую жизнь и смерть двух маленьких терминаторов не мог долго оставаться просто зрелищем и немедленно превратился в достойный интерактивный вариант, играть в который всем нам.
Зрители, они же юзеры-геймеры, получают как минимум две игры "в одной коробке". Прежде всего, это простейшая платформенная аркада, только шиворот-навыворот, inside-out. Здесь герой-зритель-игрок сам прыгает по клеткам сенсорного пола, не убегая, а догоняя.
Ефимов и Чернышев внесли этой выставкой неоценимый вклад в развитие игровой индустрии, создав новое интерфейсное устройство - футпад, ножную сенсорную платформу, которая превратит заядлых компьютерных геймеров из скрюченных дистрофиков в атлетов с мощными ляжками".

Стоит еще добавить, что оплачивал все их изыски все тот же "Forum Stadtpark", выделив художникам специальную целевую стипендию.

Реализация

Конечно же, всем хотелось узнать мнение о проекте памятника самого Арнольда Шварценеггера. Тот долгое время хранил молчание, видимо, обдумывая свою линию поведения в таком щекотливом вопросе, но в конце концов прислал на адрес Форума официальное письмо (фото слева). Конечно, он благодарил власти Граца за внимание к своей персоне, сказав, что "очень польщен обсуждением такого монумента", но предложил "деньги, необходимые на постройку памятника, использовать на более важные цели", то есть, на благотворительность. Напомню, что речь идет о весьма немаленькой сумме в 5 миллионов евро. Думаю, что ничего другого Арни сказать и не мог, ведь все это проходило на фоне его баллотирования на пост губернатора Калифорнии, а основу его предвыборной программы составляло улучшение среднего образования и организация работы с детьми.
Власти Граца и "Forum Stadtpark" в ответ на это завили, что мнение Шварценеггера для них, конечно, важно, но не является решающим. Они решили просто не торопить события и дождаться, пока выйдет на экраны третий фильм из терминаторской эпопеи. "Возможно, после этого мнение мистера Шварценеггера и других противников проекта изменится, - говорит куратор проекта Хервиг Хеллер. - Гигантский памятник Терминатору мог бы стать главной туристической достопримечательностью для Граца и лучшим пиар-продвижением фильма, которое только можно представить".
А один из авторов памятника, москвич Аристарх Чернышев, комментирует мнение Шарценеггера более цинично: "Шварценеггер как человек не очень важен, так как это должен быть памятник роботу, памятник технологии и даже, в некоторой степени, поп-культуре".

Но вот фильм вышел, а памятника все нет. Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев давно уже заняты другими проектами - художник не может топтаться на месте. А Терминатор, похоже, так и останется без памятника...

 

Нечасто ставят памятники киногероям. Хотя вот именно Терминатору давно пора было. Более культовой фигуры в кино трудно теперь и вспомнить. Однако удивительно здесь то, что мысль эта родилась в головах не голливудских деятелей, и даже не австрийских, а совсем даже московских - в головах двух художников-авангардистов В.Ефимова и А.Чернышева.