ДК: Я заинтересовался этим лет 10 назад, когда ставил "Бездну".
Я тогда заинтересовался техникой, позволяющей исследовать обломки
"Титаника". С тех пор и началось мое увлечение, которое,
в конце концов, подвигло меня к созданию фильма.
ДК: Я изучал историю "Титаника", и, как оказалось, очень
много пробелов и неясностей в ней, но, делая фильм, мы постарались
быть как можно ближе к реальным событиям. Хотя, история "Титаника"
похожа на трех слепых людишек, управляющих слоном.
ДК: Да, было человек 6 или 7, но они, к сожалению, были тогда слишком
молоды. Они не помнят, что с ними случилось - они младенцами грудными
тогда были. Они знают об этом по рассказам своих родителей. Если
б родители их были живы, я получил бы куда больше информации.
ДК: Факты немного исковерканы. Эта книга называлась “Тщетность”
(Futility), написана она в 1899 году. Это была история о хорошо
оснащенном пароходе типа “Титаника”, назывался он “Титан”. Столкнувшись
с айсбергом, он потерпел крушение и затонул. Это было его первое
плавание. Писатель на борту “Титаника” не был, но, когда писал книгу,
как в воду глядел! И еще, однажды я смотрел мультфильм Оливера Стоуна
о “Титанике”, там был показан второй айсберг. Это навело меня на
мысль, что многие люди могли бы спастись, перебравшись на айсберг,
если тот не затонул. В 1889 году вышла книга Моргана Робертсона
“Тщетность” о роскошном, непотопляемом пароходе “Титан”. Автор и
не предполагал, что его роман будет пророческим. Сходство “Титана”
с “Титаника” подозрительно велико. Оба лайнера имеют по 4 трубы
и по 3 винта, длина “Титана” 260 м, а длина “Титаника” - 268 м,
водоизмещение “Титана” 70 тысяч тонн, “Титаника” - 66 тысяч, и дальше
соответственно, мощность 60 тысяч лошадиных сил – 55 тысяч, скорость
– по 25 узлов. На борту этих лайнеров находились люди богатые и
знатные, оба корабля затонули апрельской ночью, столкнувшись с айсбергом.
И на том и на другом не хватило шлюпок и спасательных жилетов.
ДК: Роуз - это имя моей родной бабушки, не имевшей к "Титанику"
никакого отношения, т.е. персонаж это выдуманный. Но, например,
Роуз прыгнула с лодки обратно на палубу подобно Иде Штраус, оставшейся
на "Титанике" ради своего мужа.
ДК: Вы очень хороший историк. Этот человек похоронен в местности
под названием Галифакс Нова Скотия. Я видел его могилу. Только после
этого я дописал сценарий!
ДК: Я не стал снимать про “Калифорниан”, потому что меня больше
интересовали события на “Титанике”. К тому же этот инцидент не спас
никого, он не играл никакой роли. Хотя, мы снимали эпизод, как радист
с “Калифорниана” пытался предупредить “Титаник”, но был проигнорирован.
Радиостанция “Титаника” часто получала сообщения о плавающих глыбах
льда. За час до столкновения с айсбергом радист “Титаника” Филиппс
налаживал связь с мысом Расс, как его вдруг стали перебивать сообщения
радиста лайнера “Калифорниан” Эвенса о том, что “Калифорниан” остановлен
из-за окруживших его льдов. Филиппсу не понравилось, что его связь
с мысом перебивают, и он отстучал Эвенсу азбукой Морзе, чтобы тот
заткнулся и не лез со своими сообщениями. Филиппс даже не записал
координаты рокового айсберга. Через час после столкновения, пассажиры
тонувшего “Титаника” видели огни парохода “Калифорниан” в 10 милях,
но на помощь он им не приплыл. До конца своих дней капитан корабля
“Калифорниан” был презираем за то, что не спас полторы тысячи человек.
Только после его смерти и подробного исследования случайно найденной
документации было выяснено, что “Калифорниан” находился в 30 милях
от тонувшего гиганта, а замечен в 10 милях был браконьерский корабль
“Самсон”, принявший “Титаник” за американский патруль, гнавшийся
за ним да еще и пускавший сигнальные ракеты.
ДК: Мои отношения с океаном начались еще в пору моей молодости,
когда я был еще тинэйджером, я очень любил подводное плавание, но
я ненавидел плавать на лодках и кораблях, у меня была морская болезнь.
ДК: Мне нравится подводное плавание. Я сделал 12 погружений. Мы
были единственной экспедицией, пославшей на останки корабля робота.
Так мы сняли настоящий корабль, а потом приблизили макет к оригиналу.
ДК: Хмм... ужас - мы чуть не врезались в него! Во время первого
погружения у нас не было акустической навигационной решетки, последующие
погружения были более контролируемы. Там на дне было темно, для
съемки потребовалась специальная аппаратура. Мы использовали специальное
подводное оборудование, установленное на подводной лодке.
ДК: Я не смог бы сделать пятичасовую версию. Я мог бы сделать фильм
на полчаса дольше, но и этого не получилось. То, что я бы оставил,
были бы маленькие исторические кусочки. А еще бы я с удовольствием
снял эпизод, где в каюте Маркони айсберг был замечен и корабль спасен.
Однако история не позволяет...
ДК: Это было задуманно изначально - не брать больших звезд. Роуз
было 17, Джеку - 19, и предполагалось, что люди такого возраста,
бывшие на "Титанике", сейчас еще живы. Выбирая актеров,
я еще и хотел, чтобы они хорошо сочетались друг с другом. А Кейт
я посчитал самой энергичной актрисой из числа своих сверстников.
ДК: Лео не боялся, он просто не любил воду. Ему не нравилось быть
в воде полностью одетым. Я предложил ему подводный дыхательный аппарат,
чтобы хоть как-то улучшить его положение. Мы провели несколько съемок,
и ему понравилось.
ДК: Билли очень хорошо прочувствовал свою роль. Он внес в характер
своего героя Кэла частичку уязвимости в нужный момент, сделав из
него не абсолютного злодея.
ДК: Вроде бы каждый год появляется что-то новое, меняются старые
технологии. Но я скажу, что сделать “Титаник” было в 10 раз тяжелее,
чем остальные мои фильмы.
ДК: Я думаю, это необходимо для создания той захватывающей атмосферы
гибели корабля. Также очень важна была любовная история и интимная
сцена в тот роковой момент.
ДК: Ну, например, в “Титанике” спецэффекты обошлись в 40 миллионов
$ и составляют полчаса из всего фильма.
ДК: Мы использовали массу программного обеспечения. Большинство
спецэффектов мы делали на платформе WINDOWS NT, они получились такие
же хорошие, как в силиконовой графике.
ДК: Да, то, что мы истратили больше, чем надо, подорвало наши отношения.
Мы пытались продемонстрировать, что деньги тратятся не напрасно,
но в то же время, в случае провала, я готов был, как режиссер и
джентльмен, пойти ко дну вместе с фильмом.
ДК: Спасибо за заботу. Но я отдал свои гонорары за сценарий, за
режиссуру и продюсерство. И только, чтобы доказать этим качество
фильма!
ДК: Сейчас у меня нет надобности это делать. Этим фильмом я поставил
точку на своих отношениях с "Титаником".
ДК: Да, я вник в историю “Титаника” и постиг такие истины, которые
суждено постигнуть всем!
ДК: Я думаю, при сравнении стоит учесть, что “Титаник” – это мой
фильм и у него есть большие отличия от эпических стереотипов. Этот
фильм внес какую-то новизну, что-то, что еще не видели.
ДК: Ниагара – мой родной дом! Приятно пообщаться с кем-то из земляков!
Этот трюк Роуз был использован еще римлянами для осмешки своих врагов
– он назывался “мощность пальцев”.
ДК: Невозможно, мне кажется, снимать фильм о "Титанике"
и не показать этого бедствия. Это закономерный конец корабля, это
историческое событие!
ДК: Единственная проблема для комиссии, сортирующей фильмы, была
эротика, имеющая место в фильме в небольшом количестве, но, в конце
концов, ее посчитали красивой.
ДК: Смешной вопрос. С каждым моментом съемки мы боялись, чтобы кто-нибудь
не пропал. Но никто не потерялся. У нас было оборудование для людей,
находящихся в воде. После каждого дубля мы проводили перекличку,
считали всех. Это было важно, потому что у нас 200 человек находилось
в воде, было мало спасательных костюмов.
ДК: Это смешно. Наверное: "Доверие - прекрасная вещь!"
ДК: Впредь, пусть сначала посмотрят фильм, а потом трепятся.
ДК: Мы не называем это моделью. Да, по масштабу это почти точная
копия, но внутри мы не строили многих секций, что были на оригинале.
Длина корабля была неполной. Дело в том, что модель занимала то
помещение, где должны были снимать фильм о Бонде. Поэтому “Титаник”
пришлось разбирать в скором времени. Можно сказать, прошлым летом
Бонд уничтожил “Титаник”, а этим летом мы на всех рейтингах уничтожили
Бонда.
ДК: Не хочу и думать. Я работал над фильмом 3 года, я его сделал
и не хочу забивать себе голову еще несколько месяцев. Но если это
случиться, то мне будет приятно.
ДК: Нет, я думаю, это фильм о людях. Вы, конечно, можете интерпретировать
его по-своему, так поверхностно, но можно вникнуть в глубь метафор,
понять значение любовной истории и многого другого.
ДК: Меня часто спрашивают, пессимист я или оптимист, и я всегда
отвечаю, что по отношению к технике я пессимист, а по отношению
к людям - оптимист. Люди для меня - это символ глубокой философии.
А что касается рисунка – я не собирался снимать себя в этом эпизоде,
но я поранился, когда рисовал портрет, поэтому в съемках, чтобы
не изменился стиль, мне пришлось поучаствовать. В итоге Леонардо
- правая рука, а я - левая.
ДК: Я, знаете ли, то люблю, то ненавижу технику. А в моих фильмах
я часто демонстрирую неправильное обращение с техникой. Я не могу
назвать себя техноголиком. Например, я использую Интернет для получения
нужной информации, а не для отдыха и развлечения.
ДК: Да, я был иллюстратором несколько лет и не расстаюсь с рисованием
по сей день. Режиссура включает в себя многие таланты и умения.
ДК: Я оставил его себе, потому что я его рисовал. И еще рулевое
колесо с корабля.
ДК: Те из вас, кто видел мои первые фильмы, знают, что до "Бездны"
я делал любовные истории. Но и "Бездна" изначально - задумывалась,
как история любви. "Терминатор" - тоже "love story",
вариант готического романа.
ДК: Когда я смотрел фильм, я реагировал очень эмоционально на происходящее
на экране. Совсем по-другому, как зритель, а не как режиссер к происходящему
на съемочной площадке.
ДК: Что ж, "Титаник" - фильм для людей всех возрастов.
ДК: О, как мило!
К: Я много раз посещал разные кинозалы с этой целью. Реакция везде
была одинаковой. От первого просмотра в Миннеаполисе до показа в
лондонском Ройял Филм Перфоменс.
ДК: Я один из его любимых режиссеров. Поэтому он пришел и сказал,
что у него есть для меня нечто особенное. Саундтрек мне очень понравился.
Я думаю, он очень оригинальный, изысканный я бы даже сказал. Он
не зависит от времени и для меня звучит как-то по иному, чем другие.
Теперь четырнадцатилетние девочки покупают этот саундтрек и плачут,
слушая его.
ДК: Во время съемок фильма у меня не было личной жизни. Я очень
старался найти время, чтобы провести его со своей четырехлетней
дочкой. Вообще скажу, что киносъемки и семейная жизнь – вещи взаимоисключающие.
ДК: Мне кажется, есть разница между внутренним качеством фильма
и коммерческим успехом. Лучший пример из собственного опыта – фильм
“Странные дни” (Strange Days), который я до сих пор люблю, несмотря
на то, что он не принес никаких денег.
ДК: По разному. Например, мне было интересно делать “Правдивую ложь”,
потому что меня привлекало создание образа героя Арнольда
Шварценеггера, распутывающего свою любовную историю. Я был заинтересован
в комедии типа “Правдивой лжи”. А в “Титанике” я нашел возможность
поработать с человеческими чувствами и эмоциями.
ДК: Спасибо вам. Больше узнали люди о “Титанике”, больше опыта извлекаем
мы из истории.
ДК: Да, я люблю фантастику и обязательно буду делать фильмы в этом
жанре.
ДК: Сколько вопросов сразу! Так, "Терминатор-3"? Нет,
увольте. Права на "Человека-паука" принадлежат не мне,
но я хотел бы его делать, у меня сценарий есть. "Воплощение"
я не буду делать. В общем, я еще не решил, что будет следующим.
ДК: Потому что “Человек-паук” мне интересен!
ДК: Да, мне кажется, он будет выглядеть умопомрачительно смешно
в этой роли.
ДК: У меня два любимых фильма. Это “Волшебник из страны Оз” и еще
очень впечатливший меня – “2001”, с помощью этого фильма я разобрался
во многих тонкостях создания кинокартин.
ДК: Нет, “2001” имел огромное значение для меня, когда мне было
16 или 17 лет, этот фильм привлекал мой интерес к режиссуре, но
сейчас я отношусь к этому не так как тогда.
ДК: Меня ничего в истории сейчас не интересует, мне не хочется тратить
большие деньги на съемки исторических фильмов, и критика прессы
меня не очень вдохновляет. Самый малобюджетный фильм, поставленный
мной, был “Терминатор”, он обошелся в 6,5 миллионов $. Если бы я
стал снимать его сейчас, то он стоил не меньше 30 миллионов $.
ДК: Неправда, я продал права Анне Гейл Херд за 1$.
ДК: Женщина мира!
ДК: Хочется думать, что я успел бы доплыть до одной из шлюпок, пока
они не отплыли слишком далеко.
ДК: Невозможно было предсказать такой результат моих режиссерских
поисков, даже, несмотря на то, что я всегда верил в себя и в этот
проект.
ДК: Наверное, потому что я не эгоист!
ДК: Это зависит от предмета съемки. Что-то маленькое я провожу сам.
А вообще я работал с очень хорошими операторами, которые выполнили
свою работу великолепно.
ДК: Вообще-то я привык говорить, что я не суеверен, но иногда обстоятельства
заставляют меня не полагаться на удачу. Например, премьера “Титаника”
была намечена на 13 число, и, узнав об этом, я сказал нет.
ДК: Думаю, есть абсолютная связь, потому что эти две вещи имеют
отношение к неизведанному, неисследованному и заставляют человека
идти на крайние меры. Приходиться исследовать и землю и посылать
технику в космос. А там драконы!
ДК: Да… и монстры.
ДК: Совет режиссерам – режиссируйте все, что можно вне зависимости
от величины и значимости. Когда ваше имя будет плотно связано с
этой профессией, вам надо будет научиться управлять бюджетом.
С божьей помощью подготовил Андрей Захарьев. (с) 1998
|