Львиную долю всех спецэффектов для фильма создали две компании: "Industrial Light & Magic" (компьютерные
эффекты) "Stan Winston Studio" (спецгрим, аниматроника)
Однако продюсер Энди Вайна, венгр по
национальности, часть цифровых спецэффектов отдал своим землякам
- крупнейшей венгерской FX-компании
"Digic Pictures".
Миниатюрами и моделями на сей раз занималась компания "New
Deal Studios".
Ну, и в разных мелких случаях к работе привлекались соответственно
тоже мелкие компании визуальных эффектов: "Beau LLC"
"CIS Hollywood"
"Digiscope"
"Hydraulx"
"Riot"
"Sandbox Pictures"
Война будущего
Часть съемок этой сцены проходила в павильоне
на миниатюрных декорациях. На огромном подиуме 9 х 12 метров
был построен макет разрушенного города в масштабе 1 : 87 с очень
подробной проработкой. Были воссозданы и жилые кварталы, и индустриальные
районы, и все было покрыто пылью и сажей для имитации последствий
огромного ядерного взрыва. Часть домов было подожжено, часть
поджигалось и рушилось прямо в процессе съемки. Кроме того,
отдельно было снято несколько пиротехнических элементов и позже
вставлено в общую панораму компьютерным методом.
При съемках черепов на дне реки возникла проблема
- не удалось найти резервуар подходящего размера. Поэтому решено
было снимать сцену с тонущей бутылкой "в сухую". Подиум
был завален черепами. Как и в предыдущих двух фильмах, был использован
метод принудительного увеличения перспективы - черепа на переднем
плане были почти натурального размера, а дальше становились
все меньше и меньше. В глубине кадра вместо черепов использовались
уже просто шарики от пинг-понга. Затем павильон был заполнен
плотным дымом для имитации воды. Методом ускоренной съемки была
снята падающая бутылка. Наверху установлены двигающиеся с помощью
сервомоторов прожектора. Затем в снятый эпизод с помощью компьютерной
графики добавили колебание воды. Правда, чтобы убедиться, что
сцена получилась достаточно реалистичной, пришлось построить-таки
маленький резервуар, заполнить его мутной водой, направить в
нее лучи прожекторов и посмотреть, как это должно выглядеть
на самом деле.
Огромный летающий хантер-киллер, парящий над водой
- целиком творение отдела компьютерной графики. Особенно они
гордятся тем, как им удалось воссоздать воду, разбегающуюся
от струй турбин хантер-киллера. Если на работу с миниатюрами
ушло около недели, то на создание компютерной графики было потрачено
3 месяца.
Сцена с бойцами Сопротивления снималась
в павильоне методом "зеленого экрана": сначала снимаются
живые актеры на зеленом (или иногда синем) фоне, а затем в копьютере
зеленый фон заменяется другим изображением. В данном случае
- кадрами, снятыми в миниатюрных макетах горящего города.
Раны на теле ТХ
В отличие от Роберта Патрика в "Терминаторе
2", на теле Кристанны Локен за весь период съемок не появилось
ни одной царапины - она всегда щеголяла в идеальном наряде,
а все раны, следы от пуль и вырванные из тела куски создавались
исключительно на компьютере. В данном случае, следы выстрелов
были добавлены компанией "Digic Pictures" на последней
стадии в и так уже сильно подправленное компьютером изображение.
Авария крана
Сначала продюсеры думали, что раз
у них есть настоящий кран, то не так уж сложно устроить ему
настоящую аварию. Но потом, оказалось, что посреди Лос-Анджелеса
это будет весьма проблематично. И тогда решили сделать этот
эпизод полностью на компьютере. Для этого сначала сняли пустую
улицу, имитировав движение камеры, якобы следующей за краном
вплоть до его крушения.
Потом с помощью упрощенной трехмерной
модели отработали основные движения крана во всех четырех частях
этого эпизода. А потом приступили к воссозданию фотореалистичной
модели. Причем в эпизоде переворачивающегося и падающего на
мостовую крана для эффектности пришлось добавить гораздо больше
отваливающихся от крана деталей и частиц, чем их могло бы поместиться
в целом кране. Как признается руководитель анимационной группы
Деннис Тернер, если задаться целью сосчитать все обломки, то
колес в воздухе запросто может оказаться больше, чем их было
до того на кране.
Затем в дело вступила группа компоузинга,
которая и свела воедино исходные кинокадры, трехмерную модель,
добавила дым и пыль, искры и пламя, вибрацию камеры и трещины
в асфальте.
В итоге эпизод стал выглядеть так, словно и правда посреди Лос-Анджелеса
перевернулся огромный кран.
Все моменты, предшествовавшие аварии, как и сама погоня,
были сняты, конечно, в живую. Однако в ряде крупных планов,
типа представленного выше, необходимо было показать, как деформируется
корпус крана за секунды до катастрофы. И при этом сохранить
сам кран для последующих съемок. Здесь уже поработал компьютерный
отдел венгерской fx-компании "Digic Pictures". Для
этого на компьютере были смоделированы все поверхности и детали,
подлежащие деформации. Затем к ним применили необходимую деформацию,
задали траектории разлетающимся деталям и всё это наложили
на кадры реальной съемки так, чтобы компьютерные модели просто
перекрыли кинокадры. Затем для убедительности добавили дым
и пыль. В итоге кран погнулся, оставшись в реальности целым
и невредимым.