История явления, получившего название "product
placement" - "размещение товара" - началась довольно
давно: еще в 30-е годы прошлого века продажи консервированного шпината
выросли на 30% после выхода на экраны знаменитого мультфильма про
моряка Папая, которого этот чудо-овощ из чахлого замухрышки превращал
в супергероя.
Но лишь в 1982-м году "продакт плейсмент" приобрел массовый
характер – после фильма Стивена Спилберга "Инопланетянин".
Продажи конфет "Reese`s Pieces" компании "Херши",
после их появления в картине, возросли на 65%. Ходили слухи, что
компания Mars, отказавшаяся от предложения, долго потом не могла
прийти в себя, подсчитывая упущенную прибыль (а как бы хорошо звучало:
"Марс" для Инопланетянина!..) И пошло-поехало… Сегодня
ни один мало-мальски примечательный блокбастер невозможно себе представить
без скрытой рекламы чего-либо.
С тех пор отделы "продакт плейсмент" появились практически
во всех крупных кинокомпаниях, а также у самих фирм-производителей.
Это не считая отдельных РР-контор. Только в Голливуде сейчас можно
насчитать более 200 компаний, специализирующихся на РР. Есть даже
отделение РР, принадлежащее Пентагону.
Терминатор
Coca-cola
Inc.
"Кока-Кола"
имеет давнишние связи с киноиндустрией: в 1982 году компания
за 750 миллионов долларов купила студию "Columbia Pictures",
а через семь лет перепродала корпорации "Sony" уже
за 3.4 миллиарда. При этом львиную долю прибыли "Кока-Кола"
всегда тратила на рекламу. В случае с "Терминатором"
"Кока-Кола" является основным "рекламодателем"
фильма. Компания разместила на экране не только марку собственно
"Coca-cola", но и свои новые разработки, на которые
в борьбе с "Пепсико" делалась тогда большая ставка
- "Sprite" и потерпевший позже сокрушительный провал
"Coke".
"Coca-cola" (виден автомат газировки "Coke",
которую выпускает фирма)
"Coca-cola" (виден рекламный знак фирмы)
"Coca-cola" (виден рекламный знак фирмы)
"Coca-cola" (видна банка газировки "Sprite",
которую выпускает фирма)
"Coca-cola" (видна световая реклама "Coke":
"Coke is it!")
"Coca-cola" (видна световая реклама "Coke":
"Coke is it!")
Nike
Компания
представлена на экране весьма прямолинейно - в кадре просто
появляется крупный план кроссовок. Но надо отдать должное киношникам
- эти оплаченные кадры выглядят вполне естественно в канве фильма.
Единственное, что может насторожить по сюжету - это то, что
Риз берет эти кроссовки в магазине уцененных товаров - то есть
получается, что продукция "Nike" настолько не пользуется
спросом, что ее приходится уценять... А между тем, модель "Nike Vandal", представленная на экране, была
новой разработкой компании и появилась на рынке одновременно
с выходом фильма в 1984 году. Позже, не иначе как в связи с
успехом фильма "Терминатор", компания разработала
новую линейку своих моделей под названием "Nike Terminator",
которая выпускается до сих пор.
"Nike" (Риз примеряет кроссовки фирмы)
"Nike" (крупный план на кроссовках фирмы)
"Nike" (крупный план на кроссовках фирмы)
"Nike" (крупный план на кроссовках фирмы)
Прочие
Gargoyles
Inc. Известная компания по производству солнцезащитных очков.
Модель "Classic", предствленная в фильме, выпускается
до сих пор. Представители компании утверждают, что поликарбонатное
стекло их очков не просто не бьющееся, а выдерживает прямое
попадание 8-миллиметровой пули! Поэтому очки "Gargoyles"
часто используются спецслужбами, полицией, пожарными и т.д. Kodak. Камера "Kodamatic" была не очень удачной попыткой
компании выйти на рынок мгновенных фотокамер, выпускалась всего
четыре года. Видимо, с помощью участия в фильме предполагалось
спасти положение с продажами, но это не помогло, и в 1985 году
выпуск камер прекратился.
"Kodak" (видна марка фотоаппарата)
"International" (видна марка грузовика)
"International" (видна марка грузовика)
"Gargoyles" (крупный план на марке очков)
"Tampax" (на переднем плане видна упаковка)
Ежегодно крупнейшие мировые брэнды выкладывают миллионы долларов
для того, чтобы главный герой нового фильма курил сигареты, пил
газировку, носил очки или ездил на автомобиле именно их, а не чьей-то
иной, марки. Зачем? На этот вопрос лучше всего ответил Уэс Браун,
аналитик маркетинговой фирмы "Nextrend": "Прикиньте,
во сколько обойдется размещение
15-минутного рекламного ролика на популярном телеканале с сопоставимым
размером аудитории?"
Так что, если в кадр попадает название сотового телефона или лейбл
автомобиля, будьте уверены - это и есть "продакт плейсмент"
и за это заплачено сполна.