JC 2000 - 2008 г.г.

Если вы используете
информацию с этого сайта
у себя, поставьте на своем сайте ссылку (код здесь)

Rambler's Top100

 

ТЕРМИНАТОРИУМ / СЪЕМКИ ТЕРМИНАТОРА / СПЕЦЭФФЕКТЫ: Т1, Т2, Т3

Компании, работавшие над спецэффектами

Над созданием визуальных эффектов для "Т2" работали четыре больших компании и еще несколько маленьких, используя все средства - от новейших компьютерных разработок до проверенных временем миниатюр и марионеток. Причем для ускорения процесса это делалось параллельно с основными съемками.

"Video Image" делала кадры инфракрасного зрения Терминатора, оцифровывая снятые на кинопленку эпизоды, изменяя цвета и добавляя графику.
"Pacific Data Images" использовала компьютер для удаления из кадра всевозможных вспомогательных тросов, исправления недочетов при киносъемке и ретуши царапин на негативе.
"Fantasy II Film Effects", под руководством ветерана "Терминатора" Джина Уоррена, занималась уже привычным для нее делом - создание сцен войны будущего, мастерски комбинируя полномасштабные модели, миниатюры и оптические эффекты. Кроме того, компания имитировала на экране электроразряды при появлении роботов и выстрелы лазерного оружия. А также усилиями ее специалистов по миниатюрам была снята сложная сцена с аварией танкера перед воротами завода (об этой сцене смотрите в разделе "Трюки").
"4-Ward Production" и ее дважды оскароносный тандем Роберт Скотак и Деннис Скотак создали убедительный ядерный взрыв, стерший с лица земли Лос-Анджелес. На долю этой же компании выпало сделать безопасный для актеров ковш с льющейся из него расплавленным металлом.
Но самая сложная и ответственная задача стояла перед студией Стэна Уинстона и "Industrial Light and Magic". Им предстояло создать и убедительно оживить жидкометаллического Т-1000. Чтобы достигнуть наилучшего результата, обе компании были привлечены к производству на самых ранних стадиях, чтобы у них была возможность корректировать сам процесс съемок. Значительная часть съемочного графика зависела именно от хода работы над этими спецэффектами, поэтому кадры, необходимые для создания компьютерного Т-1000, снимались в первую очередь, чтобы дать "ILM" как можно больше времени.


Детская площадка
Методом дублирования кадров обычная съемка была превращена в замедленную, а затем, для имитации атомной вспышки, был сделан плавный переход (dissolve) в ту же сцену, но отпечатанную с высоким контрастом и с размытым изображением.

Война будущего
Оптическое сведения реальных съемок на пустыре в Фонтане и снятого в миниатюре фона. Сотни пластиковых черепов были рассыпаны по всей съемочной площадке. Эндоскелет - полноразмерная управляемая марионетка. Чтобы скелет смог резко опустить ногу и раздавить череп, в колено был продет специальный штырь, которым техник в нужный момент опускал ногу, а потом этот штырь быстро вытаскивался из крепления, чтобы он не попал в кадр поднимающейся камеры.
Два полноразмерных скелета, прошедшие на переднем плане, были сняты на фоне сразу двух экранов, на которые одновременно проецировались два отснятых заранее в миниатюре кинофрагмента.

Для создания военных действий с людьми реальные съемки переднего плана были оптически совмещены с проекцией миниатюрных съемок на заднем.
Чтобы ручная камера могла следовать за солдатами, скрывающимися за горами обломков, в то время как на заднем плане двигаются машины Скайнета, сделанные в масштабе 1 к 10 из хромированного фибергласа компанией "Fantasy 2", пришлось использовать аж двойную рир-проекцию. Иллюзию комплексного действия поддерживали реальные взрывы, дым и световые эффекты. Для наиболее полного использования времени и возможностей съемочной площадки одновременно работали сразу несколько камер, которые снимали весь эпизод войны с разных точек. Поэтому иногда кадры, снятые крупным планом одной камерой, можно заметить на заднем плане кадров, снятых другой камерой.
Лазеры были позже добавлены компанией "Fantasy 2" уже на компьютере.
Отдельные моменты фоновых миниатюрных съемок велись в разных местах разными командами. Вот, например, на первом фото готовится съемка комплексных боевых действий с участием танков и летающих ХК, а на остальных трех группа под руководством Джо Висконсила (фото 2) готовит один единственный момент - взрыв подбитого летающего хантер-киллера. На нижних снимках видно растянутую на тросах тележку, к которой подвешивали модель, и рельсы, по которым двигалась камера.


Стена огня
Стена огня снималась Бобом и Дэнни Скотаками ("4Ward Productions") на сухом озере в пустыне Эль-Миредж в режиме ускоренной съемки со скоростью 360 кадров в секунду. Кстати, случайные наблюдатели этого взрыва, не разобравшись, сообщили в местную полицию об авиакатастрофе.

Горящая детская площадка
Горящяя детская площадка снималась в павильоне на студии "Saugus" (Калифорния) в самый последний съемочный день в апреле 1991 года. Стены павильона были закрашены оранжево-желтыми пятнами. Для съемок использовались те же качели и карусели, что и в эпизоде ядерного взрыва Лос-Анджелеса. Съемка велась в ускоренном режиме со скоростью 300 кадров в секунду. Кстати, для такой съемки требуются специальные кинокамеры "Photosonics" и специальные осветительные приборы, дающие света в 10 раз больше, чем при обычной съемке. Перед окончательными съемками пришлось сделать несколько пробных, чтобы подобрать наилучший режим.

Череп в пламени
Бюст терминатора разместили между несколькими рядами газовых горелок, чтобы получить необходимое отражение. Красные светящиеся глаза были добавлены позже специалистами "ILM", потому что режим освещения был подобран для наилучшей передачи огня и его отражения в металле, и реальных светящихся глаз было бы просто не видно.

Прибытие Т-800
После того, как были сняты первые кадры стоянки и грузовика, камера была надежно закреплена и сохранялась в таком положении весь следующий день, пока в тротуаре выдалбливалось сферическое углубление и старый грузовик менялся на другой, с удаленным фрагментом. Затем, когда снова стемнело и грузовик был поставлен на прежнее место, съемка продолжилась. Для создания иллюзии раскаленной поверхности использовался светоотражающий материал скотчлайт, которым покрыли углубление в тротуаре и срезы кузова грузовика. Позади камеры поставили оранжевый источник света и, использую реостат, добились эффекта раскаленной, но постепенной остывающей поверхности.

Следы от пуль на Т-1000

Конечно, наибольшей выразительности можно достигнуть комбинированием различных технологий создания спецэффектов. Для имитации пулевых отверстий в теле Т-1000 команда Стэна Уинстона сделала несколько так называемых "оружейных рубашек" («shotgun shirts») с пружинными механизмами, скрывающими до поры хромированные розочки из вспененной резины, которые открывшись по сигналу оператора, должны были имитировать внезапно появившееся отверстие в металлическом теле Т-1000. А вот для того, чтобы заживить их прямо на глазах у зрителей, пришлось использовать компьютер. Изображение было отсканировано в разрешении 4000 точек, после чего были созданы копии файлов с низким разрешением. Используя эти файлы как фон, смоделировали торс Т1000, подставили синтезированный торс на место настоящего, а затем просчитали затягивание ран. Затем эффект дополнили искажениями, используя специально написанную утилиту - rippling. После просчета, полученные изображения совместили с отсканированным в высоком разрешении фоном, а полученные кадры вывели на пленку.


Прыжок грузовика с моста
Поскольку погоню в каналах требовалось снимать в зеркальном отображении (см. раздел о трюках), соответственно зеркально выглядел и весь окружающий пейзаж. По недосмотру в кадре оказался уличный указатель. Естественно, в перевернутом виде (фото слева). Поэтому позже сцену пришлось вводить в компьютер и "переворачивать" этот указатель.

Т-1000 выходит из пламени

Для фрагмента, где "жидкий" терминатор после крушения грузовика выходил из огня и постепенно превращался в живого полицейского, было запланировано использовать специальное оборудование, позволяющее точно повторить движение камеры (motion control), чтобы снять актера, проходящего по месту горения, и отдельно то же движение без актера, а средствами компьютерной графики добавить огонь. Но на съемках ждал сюрприз - оказалось невозможным синхронизировать движение актера с уже отснятым чистым фоном. Поэтому пришлось снимать Роберта Патрика в реальных условия рядом с пламенем и потом добавлять в кадр только компьютерную модель Т-1000. Метками отмечали различные изменения в положении камеры, и затем, снимая чистый фон без актера, оператор должен был повторять по ним свои шаги. Удалось это только после двадцати дублей.
Для того, чтобы можно было совместить движение актера и компьютерного робота, пришлось снимать Патрика с двух синхронизированных камер: первая - основная, вторая - вспомогательная, со стороны, чтобы иметь понятие о перемещении актера в трехмерном пространстве. После этого началось моделирование и анимация персонажа. Так как в то время еще не было программ, поддерживающих автоматическую инверсную кинематику (моделирование движений частей тела человека), то практически во всех кадрах пришлось делать движение робота вручную, то есть для перемещения руки необходимо было сначала двигать плечо, потом предплечье, а затем кисть и т.д., что заняло несколько недель.
После окончания работ по анимации персонажа, последовал этап просчета металлического робота с использованием необходимых материалов. Много внимания уделяли постановке света в кадре для того, чтобы персонаж не выбивался из сцены. Для отражения металлическим терминатором окружающего пространства еще во время съемок сняли фотопанораму окружающего пейзажа, а потом использовали эти фрагменты как карту отражений для робота. Кроме того, робот должен был отражаться в лужах. Уже на последней стадии работы над этим фрагментом были добавлены тени, дым, искажения, вносимые теплым воздухом и даже зерно пленки, что всегда придает стерильным компьютерным картинкам реальный вид.
Хотя на съемке были сделаны все замеры, из-за колебаний движущейся камеры персонаж иногда "проскакивал" мимо поверхности, по которой двигался. Поэтому для того, чтобы избежать этих неточностей, некоторые кадры пришлось корректировать вручную.

В конце 40-х ироничнейший сэр Альфред Хичкок публично заметил, что "кинематограф мог бы стать настоящим искусством, если бы остался немым". В конце 50-х он повторил эту фразу, правда, теперь парадокс Хичкока заканчивался словами "немым и черно-белым". Сэр Альфред не дожил до наших дней. А если бы дожил, то непременно включил бы в свой черный список спецэффекты.
Хичкоку еще повезло. В его времена режиссер мог считать себя настоящим автором своих фильмов. А всевозможные гримеры и кукловоды оставались людьми подневольными и ни на что особо не претендующими.
Современные кинотеатры со своими системами объемного звука растут по всему миру быстрее грибов, телевизоры без Dolby-декодера падают в цене с каждым днем, а любимое издание американских кинофинансистов - газета "Variety" - готовит специальное исследование "Рост доли затрат на спецэффекты в общей смете производства фильмов".
Затраты стремительно растут. По прогнозам аналитиков, лет через пять на спецэффекты (в самом широком смысле этого термина) будет уходить до 80 процентов денег, отпущенных на съемки! Сценаристы, актеры, режиссеры и прочая творческая братия станут обходиться жалкими остатками. А может быть, скоро лишатся и этого. Почему бы и нет: когда большую часть экранного времени занимает компьютерная графика, программисты становятся куда важнее представителей более традиционных кинопрофессий. Спецэффекты становятся все лучше, их становится все больше. Наступило время FX (так именуют спецэффекты в англоязычной литературе).
Правда, как всегда, нашлись экстремисты, утверждающие, что кинематограф должен полностью отказаться от спецэффектов, вернуться к корням и заново обрести технологическую невинность. Знаменитый Ларс фон Триер провозгласил "Догму" - свод правил "настоящего европейца": снимать без декораций, только естественных людей в естественных ситуациях и на естественной натуре. Все это, конечно, благородно, но подходит такой принцип только для съемок "фестивального" кино. Снять на реальной натуре фантастический фильм вряд ли удастся даже самому закоренелому "догматику". Режиссер, пытающийся запечатлеть на пленке визуальный образ нереального (именно так когда-то обозначил свою цель Дэвид Кроненберг), оставаться в стороне от технических новшеств не сможет. Да и не захочет.