Joel
Kramer (координатор трюков),
Charles A. Tamburro (координатор воздушных съемок), Peter Kent (дублер Арнольда Шварценеггера),
Norman Howell (водитель-дублер Шварценеггера),
Billy D. Lucas (дублер Шварценеггера), Debbie Evans (дублер Линды Хэмилтон),
Mary Ellen Aviano (дублер-статист Линды Хэмилтон), Julian Michael Philips (дублер-статист Роберта
Патрика),
Bob Brown (дублер Роберта Патрика),
Lane Leavitt (водитель-дублер Роберта Патрика),
Rhonda Leigh Miller (дублер-статист Эдварда Ферлонга),
Bobby Porter (водитель-дублер Эдварда Ферлонга),
Jeff Imada, Robin Bonaccorsi, Janet Brady, Jack Carpenter, Doc D.
Charbonneau, Gilbert B. Combs, Jeffrey J. Dashnaw, Gary Charles Davis,
Billy Hank Hooker, Tommy J. Huff, Larry Johnson, Cotton Mather, David
Webster, Glenn R. Wilder, Dick Ziker.
Трюки
Байкерский бар. Затылок и шею Арнольда Шварценеггера прикрывала защитная пластина,
так что удар резиновым кием не нанес ему никаких повреждений. Кстати,
обратите внимание, что Арнольд ходил по бару не голый, а в длинных
пляжных трусах. В одном из кадров полноэкранной версии фильма их край
даже можно заметить.
Байкерский бар. Удар
ножом производился специальным ножом с каучуковм мягким лезвием. Металлическое
лезвие (естественно, без заостренного конца) использовалось только
для статичного крупного плана.
Байкерский бар. Для исполнения этого трюка использовался специальный нож с убирающимся
в рукоятку лезвием. Именно потому у него такая несуразно длинная ручка.
Для того, чтобы затем показать нож торчащим из плеча актера, под куртку
была помещена пластина, к которой снаружи прикреплена рукоятка ножа.
Если присмотреться, то пластина эта хорошо заметна.
Гонка по каналам. Для
производства этого трюка с моста было удалено существующее ограждение
и на его месте из шлакобетонных блоков сложена легкоразрушаемая стенка.
На самом мосту построен фанерный пандус, чтобы грузовик взлетел выше
и заодно не повредил край реальной бетонной стены. Из самого грузовика
во избежание взрыва было слито все горючее, поэтому разгонять его
пришлось с помощью троса, который тянули через шкив несколько тракторов.
В кабине, естественно, вместо водителя сидел манекен. После того,
как трюк был снят, с поврежденного грузовика было сделано несколько
полароидных снимков, чтобы по ним уже вручную, с помощью кувалды,
перенести все повреждения на другие грузовики для съемок дальнейших
моментов погони. Падение снималось одновременно сразу несколькими
камерами.
Гонка по каналам. Для съемок
прыжка на мотоцикле вдоль канала между двумя мощными кранами был растянут
канат. Мотоцикл был так же тросами прикреплен к монорельсовой тележке,
подвешенной к этому канату. Каскадера Питера Кента,
исполнявшего за Шварценеггера этот трюк, в целях безопасности буквально
пристегнули к седлу мотоцикла, поэтому в процессе репетиций этого
трюка рабочим пришлось изрядно попотеть, сталкивая мотоцикл с седоком
вниз и втягивая его за страховочный трос обратно. И неспроста этот
момент в фильме показан в замедленном режиме - просто снять его с
реальной скоростью не преставлялось возможным, слишком уж силен был
бы удар о дно канала. В дальнейшем все тросы и приспособления из кадра
были удалены в процессе компьютерной обработки специалистами компании
"Pacific Data Images". Специалистами фирмы была написана
специальная программа, которая позволяла просматривать изображение
по кадрам и отмечать начало и конец троса в ключевых кадрах. После
этого программа автоматически корректировала остальные промежуточные
кадры, заполняя изображения с двух сторон от троса до стыка, как бы
затягивая прорез. Иногда программа "промахивалась" из-за
прыжков камеры или пленки, и художникам приходилось вручную устранять
лишние фрагменты, используя куски самого изображения или соседних
кадров, чтобы "залатать дырку". Хотя если присматриваться,
то все равно следы удаления тросов в кадре видны - странные тени и
размытости на фоне пейзажа, следующие за мотоциклом.
Гонка по каналам. Здесь хорошо
заметно, что в кадре на общем плане не Арнольд Шварценеггер с Эдди
Ферлонгом, а их дублеры - Питер Кент и Бобби Портер. За рулем рузовика, кстати,
тоже не Роберт Патрик, а его дублер Боб
Браун. Слишком уж опасная была сцена, чтобы в ней участвовали
настоящие актеры. А крупный план с Шварценеггером и Ферлонгом снимался
уже в абсолютной безопасности в студии с помощью рир-проекции - на
помосте были установлены мотоциклы, на которых играли свои роли актеры,
а на большой экран позади них проецировался снятый заранее грузовик,
преследующий мотоцикл с оператором. К телу Ферлонга были пристегнуты
две лонжи, которыми его и поднимали рабочие, помогая Шварценеггеру.
Лонжи из кадра также были удалены специалистами "Pacific Data
Images". И тоже не очень аккуратно...
Гонка по каналам. Красивый
трюк с отлетающей крышей кабины. Для того, чтобы он наверняка удался,
крыша была заранее срезана и затем вновь поставлена на место. В кабине
в этот момент никого не было. Кстати, снопы искр создаются с помощью
магниевых пластин, прикрепленных к нужным местам корпуса.
Еще несколько слов об этой погоне. Чтобы Роберту
Патрику не нужно было следить за дорогой, его грузовик был слегка
переоборудован. Рулевое колесо опустили так, чтобы его не было видно
со стороны, справа для Патрика поставили муляж руля, перевернули в
зеркальном расположении все причандалы грузовика, и пока Патрик вдохновенно
крутил свою муляжную баранку, на самом деле грузовиком управлял с
помощью незаметного рулевого колеса закутанный в черное водитель-каскадер.
А потом при монтаже изображение просто зеркально перевернули, так
что Патрик оказался на нормальном водительском месте, и смонтировали
с кусками, снятыми обычным способом. Правда, во время съемки в кадр
случайно попал уличный знак, и его пришлось переворачивать отдельно
цифровыми методами.
Гонка по каналам. Средняя опорная
стенка под мостом была построена специально для этого трюка. Если
приглядеться, то в кадре видно, что во время взрыва ее наружная обшивка
разлетается вдребезги. Грузовик буксировался на тросе за тягачом,
на котором была установлена камера. Предварительно, в целях безопасности,
из грузовика было слито горючее, а вместо водителя посажен манекен.
Взрыв устроили позже.
Гонка по каналам. За весь фильм
Шварценеггер и Эдди Ферлонг всего пару раз
самостоятельно вели свои мотоциклы. Большей частью мотоцикл Ферлонга,
установленный в специальную трехколесную тележку, тащили за операторской
машиной, а Арнольд вообще восседал на ополовиненном "харлее",
жестко укрепеленном прямо рядом с оператором. Это позволяло актерам
не отвлекаться на управление своим не очень устойчивым транспортным
средством, а полностью отдаться собственно игре. Ну и, кроме того,
обезопасивало их от случайных травм. Кстати, Эдди Ферлонг совершенно
не умел ездить на мотоцикле, и перед съемками ему пришлось несколько
недель осваивать это искусство под присмотром опытного тренера. Не
столько ради самой езды, сколько ради того, чтобы его движения за
рулем были естественными.
Похищение Сары из клиники. Для
того, чтобы Шварценеггеру удалось так высоко подкинуть санитара, тому
пришлось прыгать со специальной подкидной доски. Ее хорошо заметно
в нижней части кадра в полноэкранной версии фильма. Тот же подход
был и в броске другого санитара в дверь.
Захват машины в подземном гараже
клиники. Полицейского ударяют лицом о колонну, сделанную из мягкого
материала - хорошо видно, что колонна проминается под лицом актера.
Кстати, из английской стандартной VHS-версии фильма этот эпизод убрали.
Побег из клиники. Для того,
чтобы актерам не надо было отвлекаться на управление машиной, в багажнике
автомобиля было оборудовано полноценное водительское место с рулевым
колесом, коробкой передач и т.д. Голова водителя, закрытая полупрозрачной
материей, лишь слегка выступала за задним сиденьем. Если приглядеться,
то в кадре ее видно.
Уничтожение "Сибердайн". Для прыжка через стекло использовался настоящий мотоцикл, стекло,
"заминированное" микрозарядами взрывчатки и огромная гора
картонных коробок внизу. Стекло рассыпалось в мелкие дребезги за доли
секунды до соприкосновения с мотоциклом. В момент прыжка каскадер
с помощью страховочного троса выдергивался с сиденья мотоцикла и падал
в коробки, а мотоцикл продолжал свободное падение дальше. В дальнейшем
эти кадры подверглись визуальному совмещению с кадрами летящего вертолета.
Опять же, если приглядеться, то "остатки" троса можно заметить
в кадре.
Уничтожение "Сибердайн". Крупный план проникновения Т-1000 в вертолет снимался в студии вышеописанным
методом рир-проекции. Усеченная кабина была закреплена за ось винта
и вращалась с помощью моторов. Пилота играл ветеран аэросъемок, координатор
воздушных трюков "Т2" Чарлз Тамбурро. Общие же планы с падающим
вниз мотоциклом и выпрыгивающим из кабины пилотом снимались уже вторым
составом съемочной группы месяцем позже совершенно в другом месте
- на территории старого завода в Фонтане (там же, кстати, где снимались
сцены на металлургическом заводе).
Побег из "Сибердайн". Вертолет, пилотируемый Чарлзом Тамбурро, никогда не летал под мостом
- его провозили там один раз на длинной штанге и один раз - прицепленным
к операторской машине.
Побег из "Сибердайн". Авария цистерны с жидким азотом. Эту сцену снимали практически
два раза - один раз в натуральную величину в декорациях
старого завода в Фонтане, а второй раз в уменьшенном масштабе
с помощью макетов и кукол в условиях студии. В первом случае опрокидывающийся
танкер транспортировали за тросы два огромных трактора. Причем на
сей раз тросы из кадра с помощью компьютера убирать не стали, понадеявшись
на полумрак и искусный монтаж. В этой сцене вместо Шварценеггера должен
был играть Питер Кент, но Арнольд посмотрел
и сказал: "Ха, я и сам могу сделать это". Страховщики сопротивлялись,
но Арни уперся. Тогда его предложили пристегнуть к танкеру тросами,
но Джоэль Крамер, координатор трюков, сказал,
что этого делать ни в коем случае нельзя - если что-то пойдет не так,
он не сможет спрыгнуть. Так и катался Арни несколько дублей подряд
на танкере безо всякой страховки.
Специальность трюкача, или каскадера, появилась почти одновременно
с появлением кинематографа, однако по-настоящему широко распространилась
с началом эры вестернов в Америке в 30-х годах XX века. Не каждый
красавчик-актер соглашался даже просто скакать на лошади, не говоря
уж о том, чтобы с не упасть.
Сейчас же в Америке около 6600 зареги-стрированных каскадеров и
еще около 1000, состоящих в Гильдии Актеров киноэкрана (ГАК).
Минимальная зарплата каскадеров в ГАК составляет 2525 долларов в
неделю. Однако часто исполнители и постановщики трюков, режиссеры
второй съемочной группы, которые курируют все вопросы, связанные
с трюками, договариваются и
о более высоких гонорарах. Группа самых высоко-оплачиваемых каскадеров,
насчитывающая от 200 до 300 человек, зарабатывает от 40000 до 700000
долларов в год.
Несмотря на расхожее мнение, что работа каскадера крайне опасна,
это не так. Чуть ли не большее внимание, чем эффектности трюка,
уделяется его безопасности.
За этим строго следят и страховые компании. К примеру, с января
1998 по май 2003 года на съемках было зафиксировано только два смертельных
случая, 20 случаев госпитализации и
6 раз каскадеры получали травмы, при которых госпитализация не потребовалась.
Тем не менее, трюкачи всегда готовы к худшему. Большинство через
ГАК покупают страховые полисы. Базовый полис предусматривает еженедельные
выплаты по нетру-доспособности
в размере 400 долларов, однако чаще всего
приобретаются еще и дополнительные страховые полисы. Поэтому самая
распространенная страховка стоит 10000 долларов, и в случае травмы
предусматривает 25000 долларов ежемесячных выплат.