Первым, кто начал работу над звуком в "Т2", был,
конечно же, сам Джеймс Камерон.
Сначала он продумал основную концепцию, звуковую атмосферу
фильма, прикинул, как должен звучать тот или иной эпизод,
и только потом обратился к звукорежиссеру и саунд-дизайнеру
студии "Skywalker Sound" Гари
Райдстрому.
Студия "Skywalker Sound" и Гари Райдстром в аппаратной.
"По замыслу Камерона, в "Терминаторе 2"
должен быть гиперреалистический звук, - вспоминает Гари Райдстром.
- Все должно быть выразительнее, чем в жизни. Каждый звуковой
эффект должен был звучать так, словно произведен с изрядным
зарядом тестостерона. Это тяжело, потому что когда вы делаете
микширование, у вас рядом оказываются звуки, каждый из которых
создавался чтобы быть величайшим звуком из всех, что вы слышали.
Сложность в сведении звуков даже больше, чем в их создании.
У вас есть диалоги, музыка и звуковые эффекты, превосходящие
саму жизнь, положенные рядом".
Казалось бы, в фантастическом фильме, подобном "Терминатору",
и звуки должны быть фантастическими. Однако у Гари Райдстрома
было другое мнение:
"Задача звука - не только сделать что-то фантастическим,
как визуальные эффекты, но также сделать это реальным. Звук
не конкурирует с визуальными спецэффектами, потому что люди
воспринимают звук и изображение по-разному. Известный саунд-дизайнер
Уолтер Марч заметил как-то, что глаза - это передняя дверь,
а уши - черный ход".
Известно, что на съемочной площадке всегда
вместе с картинкой пишут и звук. Для этого существует специальная
должность - boom-оператор, человек с микрофоном на длинной
штанге. Однако часто диалоги, записанные на площадке в процессе
съемки, переписывают заново уже в студии. Этот процесс называется
"looping" или ADR (Automatic Dialog Replacement).
Отснятый материал режется на эпизоды и склеивается в кольца
("loop" - "петля"), которые заправляют
в кинопроектор и гоняют по кругу до тех пор, пока актеры в
звуковой кабинке не запишут диалог синхронно с движением губ
на экране. Иногда этот процесс - просто неизбежное зло, когда
шум на площадке не дает возможности использовать записанные
там диалоги, а иногда это делают сознательно, чтобы привнести
в готовые диалоги новую окраску или иначе расставить смысловые
акценты. Или даже просто заменить ряд слов или целые фразы
- лишь бы совпадала артикуляция. Замечено, что на площадке
актеры в волнении всегда говорят выше и громче, чем в обычной
жизни. На ADR-сессии же у режиссера есть возможность более
тонко управлять тембром и интонациями актеров. Так или иначе,
но 70% диалогов и большинство звуков дыхания в "Терминаторе
2" записаны именно в дубляжной студии. Была и еще проблема.
В процессе съемок у Эдди Ферлонга начал ломаться голос, и
часть его реплик пришлось доводить до нужного звучания с помощью
компьютера.
Звукооператор Ли Орлофф пишет рабочую
фонограмму на площадке.
С диалогами, в принципе, все просто и привычно. Но многие
звуки в "Т2" приходилось создавать заново. Вот тут
саунд-дизайнеру приходилось попотеть. Удивительно, но даже
самые фантастические моменты фильма озвучивались абсолютно
прозаическими методами.
Например, момент, когда Т-1000 на заводе превращается из лужи
расплавленного металла в полицейского. "Моим первым
порывом, - впоминает Гари Райдстром, - было сопроводить трансформацию
Т-1000 звуками липкой грязи или грязи. Однако это звучало
бы очень не технологично, и я отказался от этого. Так что
первые мои попытки был очень музыкальными - я брал скрипичный
смычок и водил им по различным кускам металла, добиваясь очень
богатых тонов. Это был очень красивый звук, только он не соответствовал
замыслу Джеймса Камерона. Звук был слишком неземной. И тогда
я вернулся к записи жидкостных эффектов, но попытался записать
их уникальным способом."
Для озвучивания трансформации Райдстром распылял спрей в густую
смесь воды и муки, и записывал это через микрофон, обернутый
в презерватив и опущенный в эту липкую смесь. Спрей медленно
создавал в смеси большие пузыри, и это рождало звук с искомыми
металлическими нотками. И еще этот звук более чем соответствовал
идее трансформации, потому что имел начало, развитие и конец.
Основным элементом звука, с которым Т-1000 проходит сквозь
решетку, была собачья еда, медленно вываливающаяся из миски. "Удивительно - ILM использует высоко-технологичное цифровое
оборудование и компьютеры на миллионы долларов, чтобы сделать
визуальные эффекты, а я тем временем просто переворачиваю
собачью плошку..." - смеется Райдстром.
Для звука пуль, попадающих в Т-1000, просто хлопали перевернутым
стаканом в миску с йогуртом, а затем свели запись с воем собаки,
доносящимся из металлической бочки.
Для создания звука для чана с расплавленной сталью Райдсторм
искал сочетание высокого шипения чего-то горячего с плеском
жидкой грязи. В итоге в чан с грязью пускали струю сжатого
воздуха, а затем совместили это со звуком кипящей воды, пущенным
задом наперед.
Звук раздавленного черепа - это просто звук фисташки, раздавленной
металлической пластиной.
В рев автомобильных моторов для дополнительной окраски добавляли
рычание льва.
А звук ветра в заглавной сцене записан около едва приоткрытой
двери в главной микшерной комнате студии "Skywalker"
с наложением вокальной партии звука "у-у-у-у-у".
Вообще Райдстрому нравятся звуки с вокальными характеристиками
и с такими же эмоциональными модуляциями, как и голос. Он
говорит, что в жизни много звуков - визги, скрипы и шипение
воздуха - которые напоминают ему голос. Поэтому он часто подкрашивает
неголосовые события такими звуками, чтобы придать им осмысленность
и дополнительный резонанс.
Иногда решения приходили совершенно неожиданно. "Здание
архива на Ранчо Скайуокер находилось еще в стадии строительства
- все металлические балки были открыты, - вспоминает Гари
Райдстром. - Мы записывали стук по большим длинным балкам
различными способами, добиваясь резонанса. Потом я смешивал
разные образцы металлических ударов, так, чтобы они звучали
как один удар, и получался глубокий глухой стук с высоким
звоном. Некоторые из этих "балочных" звуков были
использованы для озвучивания огромной болванки, которой Т-1000
разбивал Терминатора."
Неожиданная проблема возникла при озвучивании сцены перестрелки
у здания "Сибердайн". Райдстром: "Сложность
состояла в том, что Терминатор настолько контролирует стрельбу
из минигана, что разрушение, которое он приносит, должно быть
в рамках необходимости. Нужно было, чтобы вы не сомневались
- ни один полицейский не умирает. Так, мы не могли использовать
звук рикошета, потому что стандартный голливудский рикошет
подразумевает, что пули летят бесконтрольно и кого-то убивают.
И мы не могли использовать взрывы автомобилей, хотя они и
выглядели так, как будто они взорвались, - потому что на самом
деле они не взрывались. Они просто обстреливались до тех пор,
пока не разрушались. Поэтому мы использовали только металлический
стук, звук бьющегося стекла и рикошеты, звучащие как глухой
удар".
Зато когда нужно было сделать нечеловеческий вопль Т-1000,
расплавляющегося в чане с металлом, к микрофону просто подошел
сам Джеймс Камерон, оказавшийся в тот момент в студии, и заорал.
Из этого режиссерского крика и сделали необходимый звук.
Работа в foley-студии.
Однако не всегда нужно было изобретать звук. Для озвучивания
будничных действий, типа шагов, скрипа кожаной куртки или
звона застежки, использовалась традиционная в кино техника
foley. Техника "foley" (или "техника живых
эффектов") названа по имени Джека Фоли, в 1950-х годах
работавшего звукорежиссером на студии "Universal"
и впервые применившего этот метод. У нас это всегда называли
просто звукооформлением, когда техники в студии, глядя на
зацикленный в кольцо киноэпизод, имитируют звуки происходящего
на экране с помощью подручных предметов или нехитрых приспособлений.
Давно написаны настоящие пособия, как имитировать тот или
иной звук, однако каждый "звукач" старается изобрести
что-то свое. Студия звукооформителей часто напоминает склад
всякого ненужного барахла - помещение заполнено всевозможными
трубами, подносами, пустыми канистрами и бочками, покрышками,
ножами и вилками, сломанными пистолетами и деревянными ящиками.
Однако сердце любой foley-студии - это вмонтированные в пол
разные по характеристикам поверхности для имитации шагов.
В последнее время, особенно в Голливуде, часто пользуются
обширными банками звуков, которые есть на каждой студии, поэтому
некоторые звуки кочуют из одного фильма в другой, однако шаги
всегда пишутся заново.
Гордостью foley-артистов в "Терминаторе 2" является
момент, когда Сара освобождается от ремней в больнице. Целая
сцена - только foley-звуки и музыка. Огромная напряженность
достигается лишь вниманием на этих небольших дописанных звуках
- скрип и щелчок скрепки в замке.
Большой заслугой Камерона было то, как он использовал тишину.
Это не бросается в глаза, но в фильме есть несколько моментов,
когда из динамиков не раздается ни одного звука, и подсознательно
это воздействует сильнее иных спецэффектов.
Когда взрывается здание "Сибердайн", большому взрыву
предшествует длительный период полной тишины и короткий щелчок
детонатора.
Когда Шварценеггер стреляет в замороженного
Т-1000, за секунду до выстрела исчезают все фоновые звуки.
Когда Терминатор прыгает на "Харлее" в канал, звук двигателя и музыка исчезают до тех пор, пока
он не приземлится. |